Олеся Зверева
Конспект занятия «Погода»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : «Погода» ЗАДАЧИ:
1. Учить детей рассуждать и делать умозаключения.
2. Познакомить детей с понятием “Погода”.
3. Дать представление о таких понятиях как: атмосфера, климат, метеостанция,
метеорология, синоптик, флюгер, дождемер, радиоантенна.
4. Закрепить приметы, пословицы и поговорки.
5. Воспитывать умение выслушивать своих товарищей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, поговорок и примет, беседа о временах года.
Публикация «Конспект занятия „Погода“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Ход занятия
- Ребята, я хочу отправиться в путешествие и узнать, что такое погода. Но боюсь, я одна не справлюсь. Поможете мне? А в конце нас будет ждать сюрприз.
А сейчас давайте поговорим о погоде. Как вы думаете, что такое погода? (Рассуждения детей.) Погода - это состояние атмосферы. Атмосфера - это воздушная оболочка земли. (Беру мешочек, напускаю туда воздух и демонстрирую детям. Воздух невидимый. А теперь мешочек одеваю на глобус. Это и есть атмосфера. Затем беру разрезанный апельсин, и мы представляем, что это земля, а кожура – это атмосфера вокруг земли.) В атмосфере есть кислород и другие газы, которые необходимы всему живому. Погода бывает разной. Она изменчива, но местный климат – вещь весьма постоянная. Климат – это средняя погода данной местности. Погода и климат определяют, в каких домах мы живем, какую пищу едим, каких животных и растения разводим. А сезонные изменения (от зимы к весне, от весны к лету) происходят вследствии вращения земли вокруг солнца. (Беру глобус, направляю на него включенную лампу. Глобус крутится – это вращение земли вокруг солнца.) У нас круглый год погода меняется, в зависимости от времени года. Какие времена года у нас есть? (Ответы детей.) А теперь слушайте задание: давайте рассмотрим рисунки, лежащие перед вами на столе, и подумаем, какому времени года какой цвет может соответствовать. (Выполнение задания детьми.) Давайте порассуждаем, какая погода бывает? (Рассуждения детей.) Погода может быть холодной и жаркой, сухой и дождливой, ветреной и спокойной. А откуда мы можем узнать о погоде? (Рассуждения детей.) О погоде мы можем узнать из газет, по радио и телевидению. А еще есть такая наука метеорология. Ей уже двадцать три века. Метеорология – это наука о погоде.
В городах и селах. В тайге и пустыне. В океане и на льдинах. Высоко в горах. Повсюду. За невысоким забором стоит домик с палисадником, рядом выкрашенная будка с приборами и радиоантенной. (Показ иллюстрации.) Это метеостанция. Здесь и работают метеорологи. Во многих местах на земле есть метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой. В космосе работают метеоспутники. В море устанавливаются метеобуи, на которых находятся приборы для наблюдения за погодой. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. (Показ иллюстрации.) На метеостанции есть приборы: термометр (показ, флюгер (показ иллюстрации, с помощью него определяется направление ветра. Еще есть дождемер (показ) – это специальный прибор для измерения количества выпавшего дождя. А как вы думаете, для чего нужна радиоантенна? (Рассуждения детей.) Она нужна для передачи данных в метеоцентры. Погоду надо предсказать быстро. А предсказывают ее синоптики. Все собранные сведения синоптики обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогноз погоды.
Физминутка.
Давайте представим, что синоптики предсказали солнечную погоду. Предлагаю вам встать и пройти на ковер (включаю музыку). Давайте закроем глазки и представим, что мы греемся на солнышке. Вот и растаяли снега, выглянуло солнышко, ясные и пасмурные дни сменяют друг друга, и становится все теплее и теплее. Мир как будто просыпается… Каждый весенний день приносит свои сюрпризы: сколько
новых звуков, то увидишь птиц, которых не было зимой, то проглянет зеленая травка, то на дереве появится почка, то станет теплее солнышко, то выползут какие-то букашки… Как хорошо! Молодцы! А теперь давайте пройдем на свои места.
Как вы думаете, как еще можно узнать о погоде? (рассуждения детей.) В народе наблюдали за погодой, и так появились приметы, пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них:
1. Солнце на лето – зима на мороз.
2. Одна ласточка весны не делает.
3. Грач прилетел – через месяц снег сойдет.
4. Солнце садится в тучи – жди дождя. (Показ иллюстрации.)
5. Синие облака в апреле – к теплу.
6. Когда чайки кричат – к штору. (Показ иллюстрации.)
Как вы думаете, зачем нужно знать погоду? (Рассуждения детей.) Погода играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Плохая погода может задержать отправление поездов и самолетов, уничтожить урожай или сделать невозможной работу на открытом воздухе. Ученые иногда запускают ракеты с особым веществом и тогда, например, дождь может пройти заранее. Но это очень дорого и не так просто. И это очень вредит нашей воздушной оболочке – атмосфере. Может в будущем, мы сможем управлять погодой. А пока будем слушать радио, читать газеты и смотреть телевизор, что бы узнать прогноз погоды.
А сейчас я вам предлагаю отгадать кроссворд вместе со мной:
1. Кто предсказывает погоду? Синоптик.
2. Кто изучает погоду? Метеоролог.
3. Какой прибор используют для определения направления ветра? Флюгер.
4. Воздушная оболочка земли? Атмосфера.
5. Он к нам приходит и уходит,
Меняя платья на ходу.
Три месяца наряд он носит.
Кого имеем мы в виду. Год.
6. Средняя погода данной местности? Климат.
А сейчас я предлагаю вам пойти на улицу и стать учеными. Мы будем с вами определять погоду. Давайте посмотрим на небо: есть облака или небо ясное? А что бы узнать про ветер, мы возьмем ветрячки и узнаем, ветер слабый или сильный и в каком направлении он движется. А сейчас мы посмотрим на термометр и определим, какая температура. Молодцы! Предлагаю пройти в детский сад и отметить погоду в нашем календаре. (Вместе с детьми отмечаем погоду.)
Спасибо вам! Вы очень хорошие помощники! Я бы без вас ни за что не справилась.
А теперь обещанный сюрприз. Мы с вами вступили в клуб “Юный эколог” и я дарю вам всем эмблемы клуба. Еще раз большое вам спасибо!