Вещикова Евгения Владимировна
Занятие по знакомству с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья друзья наши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе.
Задачи:
-Образовательные: вспомнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево, закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными; расширить знания детей о пользе деревьев.
-Развивающие: развивать речь, воображение; развивать исследовательские умения детей.
-Воспитательные: воспитывать любовь к деревьям, бережное отношение к ним.
Публикация «Занятие по знакомству с окружающим миром в подготовительной группе „Деревья друзья наши“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Дидактический материал: Карточки картинки с изображением деревьев. Листы трафареты с изображением листьев для игры на участке.
Предварительная работа:
1. Экскурсия по «экологической тропе» детского сада, рассматривание разных деревьев.
2. Наблюдение за птицами, сидящими на деревьях.
3. Беседа о пользе деревьев.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети отгадайте загадку!
Нам в дождь и зной
Поможет друг.
Зеленый и хороший
– Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево)
Воспитатель: Как вы догадались, что это дерево (Ответы детей) А какую пользу деревья приносят лесу? (Ответы детей.)
- Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!
- Ребята, скажите, где можно встретить очень много деревьев? (Ответы детей.)
- Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей.)
- Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить. (Чтение стихотворения.)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть,
Только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать —
Никогда не забывать.
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять! А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают леса? (Ответы детей.)
- Как называется лес, в котором растут деревья : береза, осина, дуб и т. д.
Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнее-зелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья (Хвойные, а лес хвойный — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород : (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.).
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.
- Наши леса богаты разными деревьями.
- Ребята, а вы знаете, строение дерева? (Ствол, ветки, крона, корни, кора, листья.) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (Корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию.)
- Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки. (Читаю первую загадку.)
Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
- Правильно! Берёза! (Показ картинки с изображением берёзы.)
- Ребята, а как выглядит берёза? (Ответы детей.)
- Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.
- Какую пользу берёза приносит человеку? (Ответы детей.)
- Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями, так как от них больше тепла. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Из них делают различные отвары, настойки, элексиры. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.
- А как называются плоды березы? (Сережки.)
- Давайте послушаем с вами вторую загадку:
Стоит над кручей
Руки пораскинул. (Дуб.)
- Правильно! Дуб! (Показ картинки с изображением дуба.)
- Скажите дети, а какой ствол у дуба? (Ответы детей.)
- Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.
- А как называются плоды дуба? (Ответы детей.)
- Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?
- Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.
- А какую пользу дуб приносит для человека? (Ответы детей.)
- Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве, потому что это самое крепкое и прочное дерево. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет, его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.
Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
- Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (Ответы детей.) (Показ картинки с изображением дуба.) - Правильно! Ёлку!
- Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (Ответы детей.)
- Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
- У ели плоды – шишки. (Ответы детей.)
- Давайте послушаем с вами следующую загадку:
Плоды - летучие (Тополь). (Показ картинки с изображением дуба) - Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (Ответы детей.)
- Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая, легкая, белая, она хорошо обрабатывается и широко используется для технических целей: сырье для бумаги, изготовление спичечной соломки, для получения искусственного шелка, пиломатериалов, долблёных лодок, тары и многого другого.
Используется древесина и для изготовления древесного угля, дров, в некоторых вариантах идет на постройку зданий. Применяется для облицовки мебели, изготовления шпона, корыт, лопат.
- А теперь давайте с вами немного отдохнём!
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)
- Немножко отдохнули, а сейчас поиграем кто больше назовет деревьев!Молодцы!
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.
Молодцы справились! А теперь мы с вами выйдем на улицу и с играем в игру «Раз, два, три к названному древу беги». А еще у меня для вас трафарет с разными видами листьев. Ваша задача подставлять листик в пустое окошко и найти похожий листок и назвать название дерева.