Любовь Лукьяненко
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [Ж] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого занятия по развитию речи
Тема занятия : Звуковая культура речи : работа со звуками ж – ш.
Выполнила: Воспитатель Лукьяненко Любовь Петровна
Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Звуки [Ж] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (цветы, жуки, счётные палочки, презентация «Артикуляционная гимнастика.»
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Ребята, вы любите играть? Сейчас мы с вами, тоже будем играть, но не с игрушками, а со звуками. А перед игрой я вам загадаю загадки. Согласны?
Воспитатель загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Мягкие лапки,
А в лапках цап - царапки
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
- а сейчас давайте немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка»
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,
(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
(Сжимаем кулаки)
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.
Подготовка артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
1 слайд упр – ние «Чистим зубки»
2 слайд упр – ние «Улыбка, хоботок»
3 слайд упр – ние «Киска сердится»
4 слайд упр – ние «Грибок»
5 слайд упр –ние «Чашечка»
6 слайд изображение змеи – Покажите, как шипит змея? (Ш-ш-ш) произношение отрывисто и длительно.
7 слайд изображение жука
- Покажите. как жужжит жук? (Ж-ж-ж) произношение отрывисто и длительно.
Воспитатель: а теперь давайте пройдем на стульчики.
Воспитатель: напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки : ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
А теперь вы мне назовите слова со звуком ш (шар, кошка, шишка, лягушка, ромашка, мышка. машина, шапка, ковш)
И, со звуком ж (Жираф, журавль, жук, жеребёнок,, гараж, снежинка, ежи)
Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Ша-ша-ша – я качаю малыша
2. Шу-шу-шу - я люблю лапшу
3. Ши-ши-ши – не шумите камыши
4. Жа-жа-жа, - я поймал ужа
5. Жу-жу-жу – я на стульчике сижу
6. Жи-жи-жи – ты живи не тужи
7. Аш-аш-аш – у Маши карандаш
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
«Четвертый лишний»
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?
В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
3. Картинки: подушка, машина, ножницы,шапка. Какая картинка лишняя, почему?
В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.
Физкультминутка :
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу; жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо на ветру качаюсь
Низко, низко наклоняюсь
Воспитатель А теперь поиграем в дидактическую игру: «Жужжалки и Шушалки». Девочки ищут картинки со звуком [Ш], а мальчики со звуком [Ж].
Воспитатель Диана, что у тебя изображено на картинке? Какой звук в этом слове мы слышим? И т. д. 2-3 ребёнка, девочек и мальчиков.
Воспитатель Ребята посмотрите на картинки. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать. (картинки с рассказом звуки ж ш.)
Воспитатель
Упражнения на развитие тонкой моторики. У вас на столе находятся счётные палочки, выложите из палочек звук ш и звук ж
Рефлексия. Итог.
– Если сегодня на занятии вам было трудно, покажите синий цветок, если легко –красный.
– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!