Наталья Кузнецова
Конспект занятия по экспериментированию «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ветер – невидимка».
Программное содержание: продолжать формировать детей познавательный интерес к природе, знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; формировать имения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями; пополнять словарный запас детей: обжигающий, свирепый, пронизывающий; Определять характер ветра через прослушивания музыкальных произведений.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Ветер-невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Атрибуты: набор картин : «Ветер добрый, ветер злой», таз с водой, клеенка, кораблик, веера, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: беседы о явлениях природы, рассматривание иллюстраций на тему: «природные явления», заучивания стихотворения А. С. Пушкина: «Ветер по морю гуляет…», наблюдение на улице ветром, изготовление из цветной бумаги вееров.
Ход занятия:
Дети входят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает-
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг -и нет его нигде!
Дети: Это ветер.
Воспитатель: почему ветер называют невидимкой?
Дети: ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, теплый, холодный. обжигающий, свирепый, пронизывающий.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть.
Воспитатель: Ребята, подойдем с вами к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод ветряная ли сегодня погода.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Но в некоторые времена жил на свете художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог рассмотреть любую невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот, что у него получилось. (показываю два портрета ветра). Как вы думаете, на каком портрете нарисован ветер, делающий хорошие дела, а на каком плохие?
Дети определяют, объясняют почему.
Дидактическая игра: «Добрый и злой ветер».
Ребята у меня есть картинки с изображением ветра, вам нужно выбрать картинки с делами доброго ветра и злого. Вызываю двоих детей. Они объясняют свой выбор.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка- превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики – чикалочка
Игра- превращалочка.
Вокруг себя обернитесь
И в деревья превратитесь!
Воспитатель вместе с детьми: (вместе).
Наши ноги-это корни,
Наше туловище-ствол,
Наши руки-это ветви,
Наши пальцы-это листья.
Динамическая пауза: Имитационная игра «Дерево».
Воспитатель: подул легкий ветерок- зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальцами). Усилился ветер- затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
Воспитатель: (взмахиваю палочкой). Пусть деревья станут ребятами.
Воспитатель: ребята знаете ли вы, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Мы с вами говорили о настоящем ветре, который существует в природе. Можно ли создать искусственный ветер?
Воспитатель: Для этого нужно заставить воздух двигаться- памахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Раздаю детям веера.
Воспитатель: легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. На балах, в театрах они обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веера в кино, в театре. А какой электроприбор в наше время смог заменить веер?
Дети: вентилятор.
Показ картинок.
Показываю фен. Включаю его. Посмотрите, фен тоже создает движение воздуха. Чувствуете ветерок от него исходит. Как используют фен в быту?
Ответы детей.
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.
(Все подходят столу, на котором установлен таз с водой). Какое сейчас море?
Дети : спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: на море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: надо подуть на воду.
Дети дуют на воду, образуются маленькие волны.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня есть маленький кораблик (опускаю в воду). Наш кораблик не плывет. Почему, как вы думаете?
Дети: Потому что нет ветра.
Надо подуть на кораблик. Дети дуют и кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: Парус-это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и кораблик начинает двигаться. Паруса человек придумал давным -давно. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина про кораблик.
Читает Даша.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, корабль может утонуть.
Воспитатель: Да, это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. А сейчас по океану ходят надежные корабли, которые движутся не за счет ветра и паруса, а с помощью мотора.
Ребята молодцы, садитесь на стульчики.
Внезапно слышится шум ветра.
Ребята, послушайте, что вы слышите?
Дети: ветер дует.
Воспитатель: прислушайтесь, какой характер у этого ветра? Какой он сильный или слабый? Представьте при таком ветре, какая может быть погода?
Ответы детей.
Ребята, какие вы молодцы, вы все знаете.
Итог занятия :
1. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
2. Почему ветер называют невидимкой?
3. Какой бывает ветер? (обжигающий, свирепый, пронизывающий и т. д)
4. Какой опыт мы с вами проводили?
5. В какую игру играли?
6. Что вам больше всего понравилось на занятии?
Ребята, вы молодцы, все вы знаете.
Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите, а что здесь появилось? Достаю сундучок. Наверное такой был сильный ветер, он привес нам этот сундучок. А сейчас мы посмотрим, что там внутри.
А здесь шарики воздушные, которые мы будем надувать своим ветерочком, создадим искусственный ветер своим дыханием. Дети надувают шарики.