Ольга Попова
Занятие по экспериментальной деятельности «В мире металла» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со свойствами из качественного металла (холодный, прочный, тяжелый, блестящий, водонепроницаемый, гладкий); понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.
Задачи:
— Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира.
— Закрепить знания детей о названиях материалов, из которых сделаны предметы.
— Показать детям, как свойства этих предметов используют при изготовлении предметов.
— Уточнить представления детей о предметах из металла, познакомить с профессиями людей, работающими с металлом.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „В мире металла“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
— Развивать любознательность, тактильную память, внимание; активизировать словарь детей.
— Воспитывать уважение к людям труда и бережное отношение к предметам их труда.
Материал: картины с изображением вулкана, картины с изображением токаря, слесаря, кузнеца, металлурга, сварщика, посылка - коробка, металлические предметы : гвозди, пластины, шурупы, отвертки, ключи, чайник с водой, кружка стеклянная и металлическая, пирамидка, матрешка, песочные часы, бутылка, машинка, банка, коробка, кружка, емкость с водой, поднос, палочка, игрушка Ворона.
Ход занятия
Дети сидят полукругом вокруг стола. На столе поднос, емкость с водой, чайник, чашка. На мольберте картины с изображением вулканов.
— Стук в дверь, влетает Ворона с новостью «Вам почтальон принес посылку от Самоделкина» (отдает воспитателю).
Воспитатель благодарит Ворону, ставит посылку на стол, читает: «Детский сад №51, группа "Пчелки"» — правильно, это нам.
Трясет- посылка гремит. Открывает посылку и достает по одному предмету, показывая детям. Дети называют предмет, если затрудняются, воспитатель сам называет. Когда все предметы выложены на стол (Ворона принимает участие, воспитатель спрашивает:
— А как вы думаете, из какого материала эти предметы? (ответы детей)
— Правильно, они из металла.
— Значит предметы какие? (металлические)
— Предлагаю взять по одному предмету и зажать его в кулачке.
— Какой предмет? (холодный, гладкий)
— Если нарисовать карандашом? (не рисуется)
— Значит металл какой? (твердый)
— Мы узнали, что металл холодный, гладкий и твердый.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Ворона: «Я так устала пока летела к вам - запыхалась, захотелось пить»
Наливаем воду в две кружки — стеклянную и металлическую. Ворона заглядывает в кружки.
— Вам видно воду в кружках? В какой видно? (в стеклянной). Почему? (прозрачная)
— А почему в металлической не видно? (она не прозрачная)
— Вода пролилась из кружек? (нет)
— Почему? (потому что они водонепроницаемые)
Ворона попила сначала из одной кружки, потом из другой.
На столе стоит прозрачная емкость с водой. Воспитатель предлагает детям опустить металлические предметы в воду. Сначала подошли девочки, потом мальчики.
— Что произошла с вашими предметами? (они утонули)
— Почему? (они тяжелые)
Ворона опускает в воду деревянный кубик и он плавает.
— Почему кубик плавает? (он легкий)
— Значит дерево какое? (легкое, оно не тонет)
— А металл? (тяжелый. он тонет)
— Мы сейчас с вами узнали, что металлический материал не прозрачный, водонепроницаемый, тяжелый.
Д/игра «Что лишнее?»
1. На столе стоят три деревянных предмета и один металлический.
2. На столе стоят три металлических предмета и один стеклянный.
3. На столе стоят три стеклянных предмета и один деревянный.
Какой предмет лишний, почему?
После игры воспитатель напоминает детям, что все эти предметы сделаны руками людей. Люди знают свойства разных материалов и учитывают их при изготовлении предметов.
Чтобы сделать все эти предметы и игрушки люди затратили много труда, поэтому ко всему нужно относиться бережно.
Д/игра «Горячо - холодно»
Дети закрывают глаза. Ворона кладет ключик в стеклянную кружку. Дети открывают глаза и находят ключик. Почему ключик сразу нашли? Кружка — прозрачная. Его видно через стеклянную кружку — стекло прозрачное.
Ворона кладет ключик в железную банку. Дети ищут, воспитатель дает подсказки, чем ближе к нужному предмету, тем горячее, чем дальше, то холоднее. Дети находят коробку и после того, как возьмут ее в руки потрясся услышат грохот. Значит ключик внутри коробки. Он загремел. Металлические не прозрачные.
— А если уронить стеклянный предмет, что будет? (он разобьется)
— Значит стекло какое? (хрупкое)
— А металлическая коробка тоже хрупкая? (нет) Давайте проверим?
После удара об пол, коробка осталась целой.
— Стекло хрупкое, а металл — твердый.
— А по запаху можно определить из чего сделан предмет? (нет)
— А по звуку? (можно)
Д/игра «Угадай, что звучит?»
На столе стоят: матрешка, бутылка, металлическая кружка.
Ворона берет палочку и ударяет по предметам.
Дети по звучанию узнают, какой предмет и называют его.
По звуку можно определить, что звучит.
Дерево звучит глухо. Металл и стекло звучат звонко, но по разному.
— Стекло и металл очень полезны и необходимы в жизни человека. А вы знаете, откуда человек берет стекло и металл?
Послушайте интересную историю.
«Когда- то давным-давно люди еще не знали металл. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были очень непрочные, часто ломались.
Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулкан (воспитатель выставляет на мольберт картину с вулканом). Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них можно сделать топор надежнее прежнего, того, что из камня и дерева.
Эти свойства пришлись по душе нашим предкам. И этот материал человек назвал «металлом».
Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. И человек стал строить шахты и добывать руду в земле. А из нее делать металл. Для этого человек соорудить специальную огромную печь и стал в ней «варить» руду, получая металл ( на мольберт выставляются иллюстрации: доменная печь, люди, работающие с металлом).»
— А кто из вас знает, люди каких профессий работают с металлом? (ответы)
— Правильно, это сталевары, металлурги, сварщики, кузнецы, токари (показ иллюстраций). Воспитатель дополняет и конкретизирует ответы детей.
— Металл - гладкий, блестящий, прочный, твердый, холодный, водонепроницаемый.
Без металлов не было бы железных дорог и самолётов, сложных машин и приборов.
Металл — материал, созданный человеком из руды, из которого изготавливают разные вещи, в том числе и посуду (иллюстрации).
— Посуда из металла может быть чугунной и алюминиевой. Из чугуна делают сковородки, горшки — они отличаются прочностью, стойкостью к высоким температурам, тяжелые, нагреваются. Посуда из алюминия — серебристого цвета, она прочная, но мягче чугуна, легкая, хорошо моется, обладает теплопроводностью.
Д/игра «Для чего нужен. ?»
— Любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию, свое назначение.
Нож — резать. Замок — закрывать.
Молоток — забивать. Коньки — скользить.
Вилка — накалывать. Ложка — черпать.
Сковородка — жарить. и т. д.
— Все эти предметы сделаны человеком из чего? (из металла)
— Металл какой? (ответы детей)
— Правильно, он твердый, гладкий, блестящий, прочный, тяжелый, непрозрачный, не пахнет, водонепроницаемый, стойкий к высоким температурам.
Каждый предмет имеет свое назначение. Все предметы из металла относятся к рукотворному миру, так как их сделал человек. Посуда, сделанная из металла быстро нагревается, обладает теплопроводностью.