Степанова Наталья
Занятие по экспериментальной деятельности «Навстречу новым открытиям»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип – интегрированная образовательная деятельность.
Приоритетная образовательная область – познание.
Возраст детей - подготовительная к школе группа.
Цель образовательной деятельности :
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.
Цель эксперимента :
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Навстречу новым открытиям“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы», «магнитное поле». Закрепить знания детей о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в процессе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, кусочки ткани, магниты разного вида, подносы для раздаточного материала. Вода в стаканчиках, скрепки. нарисованная на листе картона поляна. магнитные буквы, схемы правил поведения в лаборатории, таблица – схема для занесения результатов экспериментов. Фартуки, шапочки.
Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук.
Словарная работа: притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле.
Мотивация:
Помочь детям почувствовать свою необходимость и значимость.
Воспитатель: Здравствуйте, лаборатория вновь открывает свои двери.
Сегодня нашим помощником будет необычный предмет. А что это мы сейчас узнаем. Собрав пазлы (МАГНИТ).
Воспитатель -Ребята,а что вы знаете о магните?
Дети: - Это камень.
Воспитатель:- Какой он на ощупь?
Дети: - Холодный, гладкий.
Воспитатель: посмотрите на магнит, он раскрашен в красный и синий цвет почему магнит покрашен в два цвета?
Дети: У магнита 2 разных полюса.
Воспитатель: Как вы думаете, как поведут себя два магнита,если их поднести друг к другу?
Соедините магниты двумя одинаковыми концами. Что происходит?
Дети: магниты отталкиваются.
Воспитатель: Если соединить разными концами- красным и синим?
Дети: магниты соединяются.
Воспитатель : у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Поднесите 2 магнита друг другу и наблюдайте, как они притягиваются.
Воспитатель: значит, два магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
А знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит!
Дети:- холодильник, магнитная азбука, домофон, магнитный конструктор, ,даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
Воспитатель: еще магнит находится в магнитофоне. Магнитофон сейчас используется редко, чаще используют флешки.
В нашей лаборатории давно хранится кассета с магнитофонной лентой, давайте послушаем.
ГОЛОС: Внимание! Если вы слушаете магнитофонную запись, то ваша цель близка, и вы скоро найдете наше сокровище. Вы должны найти сами, выполнив исследования вы найдете
Желаем удачи! Пираты Карибского моря.
Слайд 1
Появляется маршрутный лист.
Мы отправляется в научную экспедиция
Воспитатель: В экспедиции есть свои правила поведения.
Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.
Слайд 2
(Дети рассматривают и рассуждают о значении изображений.)
Правила поведения и безопасности при проведении опытов.
1. Нельзя ничего пробовать на вкус;
2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
3.! означает, что опыт небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;
Итак, наша лаборатория отправляется в научную экспедицию. Берем с собой магнит.
Садимся на корабль и плывем.
Остров 1. Посмотрите сундук может быть здесь наше сокровище?
«Всё ли притягивает магнит?»
из сундука достать свиток.
Воспитатель читает задание.
Воспитатель:
- Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притягиваются к магниту, а какие нет. Всё ли притягивает магнит?
Разберите предметы таким образом:
- справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
- слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
Воспитатель: - Как мы это проверим?
Дети: (с помощью магнита)
Воспитатель: - Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
(Самостоятельная работа.)
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети - Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: - А какие предметы магнит не притягивает? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик).
- Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
Воспитатель: Молодцы справились с первым заданием пиратов, но пора продолжить путь по острову
1. шагаем под музыку "Нормальные герои всегда идут в обход".
«Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?
Воспитатель: Мы подошли к озеру с песчаным берегом, вижу второй сундук.
(достает задание и читает)
Достаньте предметы без рук из пластмассы, воды и песка.
Воспитатель: Ребята как достать металлический предмет из пластикового стакана?
Дети: Провести магнитом около стенки стакана, и двигать его в вверх.
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель:- Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети:- Скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: - двигало скрепку магнитная сила.
Воспитатель:- Как достать металлические предметы из песка используя магнитные силы?
Дети: Можно магнитом провести над песком и железные предметы притянуться.
Воспитатель:- Как достать металлические предметы из воды не намочив при этом рук?
(Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
Воспитатель:-Давайте посмотрим еще раз сундук может там решение?
(в сундуке находят удочки).
дети ловят удочкой из воды буквы, при помощи магнита вытаскивают из песка
Самостоятельная работа детей.
Дети проводят над песком магнитом и к нему притягиваются магнитные буквы.
Воспитатель:- Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулась магнитная буква спрятанная в песке.
Дети: Я магнитную удочку опустил в воду и к удочку притянулась магнитная буква.
Воспитатель: какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через пластмассу, воду?
Дети:- Магнитные силы проходят через пластмассу, воду.
Воспитатель: Ребята, давайте все найдем место вашей букве с помощью этих букв попробуем составить слова "МАГНИТНАЯ СИЛА", что бы лучше запомнить свойство магнита.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, но пора продолжить путь.
Физкультминутка
У нас подзорная труба.
Ой! А что это?
А это поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это болото: чав-чав-чав
Ой! А что это?
А это - море: буль-буль-буль.
Ой! А что это?
А это-тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка на прямик,
Вышли на поляну.
«Магнитное поле».
Воспитатель: вот еще один сундук, давайте посмотрим может здесь сокровища.
Воспитатель достает свиток и читает задание: поместите магнит под коробку с металлическими опилками, посмотрите что получится.
Прилагается карта- схема.
Если справитесь с заданием, заполните карту исследований.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем поместить магнит под коробку с металлическими опилками, посмотрим, что получится.
- Что с ними произошло?
Дети: Они притянулись к коробке, в том месте, где находится магнит - примагнитились.
Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы во время движения и притягивает их. Притягивает железные предметы? Магнитное поле.
Воспитатель: Магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притягивает железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит - круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле.
Воспитатель: Нам надо вспомнить результаты наших исследований. У каждого есть своя карта, давайте вспомним свойства магнита.
Дети : - 1. у магнит имеет свойство притягиваться и отталкиваться.
2. Магнит притягивает железные предметы.
3. Магнитные силы проходят через песок, воду, пластик, стекло.
4. Вокруг магнита образуется магнитное поле.
Молодцы, справились с заданием.
Читаем еще один свиток:
«Вы все старательно выполняли наши задания, какие молодцы, настоящие исследователи, вы достойны нашего сокровища.»
Воспитатель: А пираты Карибского моря за ваши старания прислали вам подарок- компас.
Да ребята, компас это настоящее сокровище, без компаса не сможет обойтись не один путешественник ни на море, ни на суше.
Самая важная часть компаса - намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Сколько бы вы не поворачивали компас, стрелка все ровно будет устанавливаться в определенном направлении.
Следующее заседание будет посвящен компасу. А сейчас компас поможет найти нам дорогу домой.
Но в начале давайте подведем итоги нашей экспедиции :
Итог занятия.
Воспитатель:
1. Какой помощник помогал нам в пути?
2. Что вам больше всего понравилось?
3. какой подарок мы получили от пиратов?
Рефлексия:
Воспитатель: Добро как магнит, притягивает к себе добрых и хороших людей. Пожелаем друг другу: быть в жизни таким добрым магнитом.
Возвращение в группу.
А теперь пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Ребята быстро по местам
Перемещению старт дан. -