Гюльсара Куангалиева
Развитие связной речи в экспериментально-поисковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемное обучение - это такая организация воспитательно-образовательного процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Происходит активизация мыслительной деятельности, формирование под-вижности и вариативности мышления у ребенка. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоцио-нальным средством воздействия на личность ребенка. Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой содержится противоречие, нет очевидного решения. Противоречие может возникать между знаниями детей; жизнен-ным опытом ребенка и научными знаниями; между заданными данными и ограниченными возможностями их использования; между необходимостью разрешить ситуацию и недостатком собственных знаний. Проблемное обучение формирует речевую и познавательную активность дошкольника, стимулирует их. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы. Активное включение ребенка в исследовательский и творческий виды деятельности, вопросы, направленные на решение проблемных ситуаций, учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать со взрослым. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познава-тельным проявлениям детей. Ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетенции. Одним из видов работы по станов-лению самооценки выступают упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемые педагогом. Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к спо-собностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания, а также, если происходит сравнение успеха не с успехами других детей, а с прежними результатами данного ребенка.
Публикация «Развитие связной речи в экспериментально-поисковой деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
При решении проблемного вопроса происходит актуализа-ция имеющихся знаний (повторение и закрепление пройденного материала, в том числе и речевого, самостоятельное применение этих знаний и совместное со взрослым открытие новой ин-формации.
Многие исследователи считают старший дошкольный воз-раст сенситивным для развития любознательности. В этом воз-расте ребенок овладевает умением произвольной постановки вопросов, но отмечается тот факт, что количество вопросов в этом возрасте снижается. Одна из причин этого явления - влияние традиционных форм обучения. Привыкая только отвечать на вопросы, ребенок с трудом преодолевает инерцию своей роли. В свободной беседе он задает вопросы, в которых четко формулирует то, что он хотел бы узнать. Но в ситуации, тре-бующей от него умения задавать вопросы, он испытывает большие затруднения. Если же вопросы и задаются, то они, как правило, стереотипны (либо по смыслу, либо по форме). Поэтому нужно повышать познавательный интерес, уровень речевой инициативы, развивать навык построения разных моделей вопросительного высказывания, учить детей задавать вопросы. Для этого в жизнь группы целесообразно вводить игры, стимулирующие вопросительную активность ребенка («Спроси - мы ответим», «У кого больше вопросов?», «Почемучки», «Данет- ка», викторины.
Одним из способов введения в педагогический процесс проблемного обучения является экспериментальная деятельность. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания из имеющихся, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для осознания причинно- следственных связей между предметами и явлениями. Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют расширить практические знания детей по каждой лексической теме, конкретизировать эти знания. Дети манипулируют предметами, отвечают на поставленный вопрос, делают самостоятельно выводы, находят решения проблемы, совершают открытия. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что знания, полученные во время предметного манипулирования, запоминаются надолго, и эти знания дети с удовольствием в дальнейшем используют, легко воспроизводят, и в дальнейшем эти знания переходят в личный жизненный опыт ребенка. Во время экспериментов детская активность и познавательный интерес очень высоки, что в свою очередь повышает уровень усвоения материала.
В момент проведения опытов обеспечивается развитие двух типов детской активности - собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим (когда именно он ставит вопрос и ищет пути решения поставленной проблемы, и активности, стимулируемой взрослым (то есть либо взрослый ставит перед ребенком вопрос, либо он предлагает выбрать из нескольких решений единственно верное). Во время экспериментальных занятий можно выстроить систему работы по повышению уровня самостоятельности ребенка в решении творческих проблемных задач. Вначале у него роль ведомого: он выслушивает гипотезу (гипотеза - это предположение, вероятное решение, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом, пути ее доказательства - это проведение опыта по определенному плану. По мере того как экспериментальная деятельность становится привычной, ребенок может самостоятельно выдвигать гипотезы иискать пути их доказательства. И, наконец, ребенок может сам ставить проблемные вопросы и искать пути их разрешения.
Кроме этого, в процессе проведения эксперимента возможно достижение речевых целей, что является главной задачей педагогов в работе с детьми, у которых наблюдается отставание в речевом развитии. Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок-дошкольник надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи : согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, з момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.
На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при по-становке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяс-нении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий как раз и происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Дети долго вспоминают все происходящее, рассказывают об эксперименте всем, кто хочет их слушать, радуются, если родители не могут ответить на поставленный вопрос, долго объясняют, почему происходит то или иное явление, ждут следующего эксперимента с нетерпением. Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент даже стеснительные, мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.
Во время эксперимента возникает свободное общение между ребенком и взрослым. Этот момент можно использовать для ав-томатизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, так как автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановкой гипотезы, поиском доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.
К экспериментальной деятельности можно отнести не только опыты, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы», «путешествия» по карте («Где находятся "теплые края"?», «Путешествие к бабушке в деревню»., а также коллекциони-рование (коллекция пуговиц, марок и т. д.) - сбор предметов, объединенных определенной тематикой. Коллекционирование - это система работы, включающая рассматривание и анализ предметов (экспериментально-поисковая деятельность, прове-дение дидактических и сюжетных игр с использованием пред-метов.
коллекции. Коллекция передается от группы к группе. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, откуда они пришли, как менялись; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют и приносят дети. По сути, это творческие рассказы, иногда сказки, стихи, загадки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы. Сюда же можно отнести и занятия по макетированию, то есть созданию макетов (макет зимнего леса, осеннего леса, кукольной комнаты, африканской саванны.). Таким образом, экспериментальная деятельность дошкольников очень многообразна.
Планирование экспериментально-поисковой деятельности строится по тематическому принципу, в который входят: тема опыта, материал и оборудование, необходимые для его проведения; предполагаемые гипотезы (возможно, не все); предлагаемый ход опыта; словарь, формирование грамматического строя и связной речи, отрабатываемые во время опыта; примерные описательные рассказы, являющиеся подсказкой для взрослого; предполагаемый вывод из проведенного опыта; детский самоанализ деятельности во время опыта.