ольга пупышева
Занятие по экологическому воспитанию «Мы на месте не сидим, разобраться поспешим» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Ежики»
«Мы на месте не сидим, разобраться поспешим».
Цель - формирование представлений об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды.
2. Способствовать развитию речи, мышлению, любознательности, наблюдательности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
3. Обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы;
4. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая необходимые меры безопасности.
5. Воспитательные : развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды» С. Н. Путилиной.
Чтение сказки «Путешествие Капельки» И. Ревю.
Просмотр презентаций на тему: «Кому нужна вода».
Материал: Стаканы, ложки, пипетки, аквариум, пластиковые бутыли, пакеты, лупы, микроскопы, машинное масло, стекло, салфетки, вода, экран, магнитная доска, схемы-картинки, фотографии.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо.
Вам интересно узнать, от кого оно?
Дети: Да.
Воспитатель : (открывает письмо) :
«Здравствуйте, ребята из группы «Ёжики», пишет вам капелька. На речке, где я живу со своими друзьями, стало происходить что-то странное! Помогите, пожалуйста, разобраться. А чтоб вы смогли быстрее нам помочь, я отправляю фотографии» (дети рассматривают фото, на обоих фото изображена вода- одна с мусором, другая, покрытая масляной пленкой).
Итак, на обеих фотографиях изображена вода.
Мы с вами недавно знакомились с водой. давайте вспомним, где живет вода и для чего она нужна?
Ребята, скажите, а для чего нужна вода? (ответы детей)
Кому она необходима? (ответы детей)
Что ещё вы знаете о воде? Какая она? (помогут нам в этом картинки наших опытов)
Дети: Вода бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса. Вода может быть жидкой, может находиться в твердом состоянии или быть паром.
Воспитатель : Для того чтобы нам помочь капельке и во всем разобраться, мы с вами отправимся лабораторию. А что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель : А для того, чтоб нам пройти в нашу лабораторию и провести свои научные исследования, нам нужно надеть специальную одежду. А для чего в лаборатории нужна специальная одежда?
Дети: Там везде очень чисто и нет грязных микробов.
Воспитатель : Итак, занимайте свои рабочие места, если все готовы начать.
А прежде чем приступить к исследованию, вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: - Не шуметь - этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
- Нужно слушаться воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
Воспитатель : Все свои выводы мы будем отмечать на доске картинками-схемами, чтоб ничего не пропустить и все увидеть.
Воспитатель : Сегодня я предлагаю продолжить знакомство с водой и ее свойствами, возможно, они приведут нас к разгадке.
На столах стоят стаканы с жидкостью, что в стаканах? (Вода)
Попробуйте воду, понюхайте….(не пахнет, без вкуса)
На тарелочках лежат кусочки сахара, бросьте их в воду и размешайте хорошо, что произошло с сахаром? (он растворился, попробуйте на вкус воду. Какая она стала (сладкая, у меня есть другое вещество- это соль, попробуем размешать соль в другом стакане, что произошло с солью (соль тоже растворилась,попробуйте воду, какая стала вода на вкус сейчас (Соленая, значит можно сделать вывод, что вода может быть растворителем и может принимать вкус того вещества, которое в ней растворили.
Возьмите следующий стакан, давайте попробуем растворить песок, аккуратно насыпайте в стакан с водой и размешивайте. Растворился песок?
Нет. Значит, вода не все может растворить.
Предлагаю еще посмотреть на картинку, которую послала капелька, что еще мы видим (на воде много мусора)
Воспитатель : Откуда мусор оказался в речке?
Дети: Люди выбросили в речку.
Воспитатель : Мы с вами ученые, поэтому проведем опыт и узнаем точно. Подойдите к следующему столу. Что вы видите в аквариуме с водой. Сейчас мусор опустим в воду и попробуем его растворить, перемешивая. Что происходит? Мусор растворился?
Дети: Нет, мусор не растворяется, оседает на дно, вода становится мутная.
Воспитатель : Как вы считаете, мусор наносит вред воде?
Как вы думаете, такая вода пригодна для жизни? Почему?
Дети: Да, в воде умирает все живое, и рыбки не смогут плавать.
Воспитатель : Рассмотрим следующую фотографию, которую отправила нам капелька. Что мы видим?
Дети: На воде жирные, грязные пятна.
Воспитатель : Как они могли туда попасть?
Дети: Сливают грязные отходы, моют машины.
Воспитатель : Подходим к следующему столу, проведем следующий опыт, и узнаем, Когда отходы попадают? Что происходит с капелькой?
Обратите внимание, на столе находится сосуд, как вы думаете, что там?
Дети внимательно рассматривают, нюхают.
Воспитатель : Это машинное масло. А как вы думаете, где оно может применяться?
Дети: На разных машинах, катерах.
Воспитатель : Возьмите пипеткой машинное масло и опустите в воду. Что происходит с водой?
Дети: Масло не растворяется в воде, плавает на поверхности.
Воспитатель : Есть такие вещества, которые не растворяются в воде. Они, при пропадании в воду, покрывают поверхность воды масляной густой пленкой.
А можно ли очистить воду? Сейчас мы попытаемся это сделать, ведь мы ученые –исследователи.
Но сначала сделаем паузу – физкультминутку.
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками)
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Прыжки на месте)
Кап-кап- кап, кап-кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Брызги от дождя летят (Потрясти кистями рук)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой, присесть)
Воспитатель : Для начала я процежу воду через сито, чтобы отделить крупный мусор. Стала вода чище? (не совсем). Предлагаю воду отфильтровать, и в этом нам помогут вот такие воронки и ватные диски.
Сейчас вы зачерпнете воду и будете ее пропускать через воронку с ватным диском. (дети выполняют).
Что же произошло?
Дети: Грязь осталась в фильтре, вода стала чище.
Воспитатель : Верно, ребята, мы с помощью фильтра очистили воду.
Как вы думаете, таким маленьким фильтром мы сможем очистить всю воду в реке?
Дети: Нет, нужны большие фильтры.
Воспитатель : А можем ли мы сделать сами такие большие фильтры?
Дети: Нет!
Воспитатель : Но на самом деле есть такие большие фильтры для очистки воды и есть целые станции для очистки воды,. но мы об этом поговорим в следующий раз.
Воспитатель : А как конкретно мы можем помочь капельке и обитателям рек и водоемов? Ведь капелька к нам обратилась за помощью?
Как вы думаете, если люди будут знать, что, засоряя воду, они наносят вред окружающей среде, они перестанут это делать?
Ответы детей: Да!
Воспитатель : Помните, мы с вами говорили, что люди развешивают, чтоб предупредить друг друга о чем то?
Дети: Да!
Воспитатель : что же мы можем развесить вблизи наших рек?
Дети: Предупреждающие знаки!
Воспитатель : Правильно, нужно беречь воду, не расходовать напрасно, охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.
Воспитатель : Давайте вечером и дома с мамами изготовим их своими руками! И поделимся своими знаниями.
Вы расскажете своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, друзьям! А они в свою очередь расскажут своим знакомым и загрязнение воды прекратится.
Господа ученые, сегодня мы провели опыты
Какой вам опыт понравился больше всего?
Что нужно делать, чтоб капелька стала веселой и никогда не грустила?
Дети отвечают.