Ирина Назарова
Педсовет по экологии «Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Алексеевский детский сад»
Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Разработала:
Назарова Ирина
Владимировна
2014 год
Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Публикация «Педсовет по экологии „Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Цель: познакомить и упорядочить знания воспитателей ДОУ о методической работе, системе педагогического взаимодействия, направленных на экологическое развитие детей.
Предварительная работа: оформление «Экологической газеты по кварталам, подготовка выставки методической литературы по теме, задание воспитателям: - подготовить краткое сообщение о проводимой исследовательской работе по группам (возрастам).
Материал: методическая литература, конспект, 6 емкостей с разным материалом (крупа, фасоль, горох, опилки, материал для «Экологической газеты».
План педагогического совета:
1. Вступление
2. Выступление педагогов ДОУ о проведении опытно- исследовательской работы в группах по возрастам
3. Темы и методы исследовательской работы с детьми
4. Викторина с воспитателями ДОУ
5. Игра «Угадай»
6. Заключение (сюрпризный момент)
7. Литература
8. Приложения (отдельные файлы)
Ход ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
1. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами: разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это –объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник представлений о мире.
2. Выступление педагогов ДОУ о проведении опытно- исследовательской работы в группах по возрастам (вывод о плюсах и минусах в работе педагога той или иной группы).
3. Какими могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующихфантастических объектов и явлений. Например: ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующие животные с какими-то новыми, необычными возможностями.
2. Эмпирические- темы, предполагающие проведение собственныхнаблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Например: Вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугайчиками – поверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами. С явлениями неживой природы.
3. Теоретические– темы, ориентированные на работу по изучению иобобщению фактов, материалов содержащихся в разных и источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. Обычно темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей.
Многим интересно фантазировать, придумывать что-то необычное. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования. Я считаю это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Да и мы все (педагоги) больше отдаем предпочтение эмпирическим темам, т. е. наблюдениям, экспериментированию, ставим реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого мы создаем условия. В группе оборудованы мини-лаборатории или уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Наша задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными. Помощь эту мы оказываем первое время на всех этапах: при выборе объекта исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, мы учитываем возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи (имеется в виду ее формулировка и отбор материала). Одна и та же проблема решается детьми разного возраста, на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.
Выбирая проблему (тему занятия, мы учитываем есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя, следовательно, необходимо использовать практические методы.
При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:
1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
3 Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не талью как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Опыт работы показывает : элементарные экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают cамолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы:
1. Где живут зернышки? (Предложить самим разобрать колоски и отыскать в них зернышки).
2. Как зернышки в муку превращаются? (В ступку положить зерна и растереть их. Сравнить
получившуюся массу с готовой мукой.)
3. Как замесить тесто? (Рассмотреть и назвать все ингредиенты будущего теста. Заместить тесто.)
4. Почему осенью много луж? (Чашка с водой, чашка с землей. Небольшими порциями наливать
воду в чашку с землей, сначала вода впитывается, потом — перестает и тогда образуется лужа). И т п.
В старшей группе мы используем более сложные опыты :
1. Где, чей колосок? ( Материал: емкости с разными крупами, колоски злаков). Ход опыта определить, из каких злаков какие крупы получились. Удостовериться в правильности вывода путем разбора колосков. Вывод: крупы изготавливают из разных злаков.
2. Сравнения ржаного и пшеничного хлеба.
3. Сколько лет дереву ( Материал: спилы деревьев тонкого и толстого дерева, лупа. Опыт : сосчитать кольца. Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву).
4. Обнаружение воздуха в различных объектах. ( Материал: чашка с водой, соломинка для коктейля, различные предметы — губка, вата, земля, песок и т. п. Опыт : подуть в воду через соломинку; опустить в воду губки и нажать на нее, вату, опустить песок, бросить горсть земли и т. п. Вывод во всех случаях появлялись пузырьки в воде. Значит, воздух есть в различных объектах).
5. Обнаружение воздуха в полиэтиленовом пакете.
6. В стеклянной банке. (Взять сухую салфетку и приклеить ее пластилином изнутри ко дну банки, перевернуть банку вверх дном и осторожно погрузить в воду. Затем поднять банку и достать сухую салфетку. Вывод: салфетка сухая — в банке был воздух, он не пустил в нее воду). И т. п.
В подготовительной группе рассматриваем:
1 Сжимаемость воздуха
2 Расширение воздуха при нагревании
3 Загрязненность воздуха пылью, дымом и другими газами. Говорим о необходимости охраны воздуха от загрязнения.
4 Ветер — движение воздуха и т. п.
В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил радугу? Почему камень тонет, а дерево нет? Откуда берутся снег и лед? Почему идут дожди и бывают туманы? Где ночует солнце? И как получается, что мы не сваливаемся с Земли, если она и вправду круглая и вертится? У него возникает естественное желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Поэтому отдается предпочтение знакомству детей с элементарными физическими явлениями (о неживой природе, помогающими установить простейшие закономерности и взаимосвязи различных явлений. Далеко не все явления доступны пониманию детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений. Знакомство ребенка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. А это возможно в том случае, когда явления будут обобщены, и представлять собой некоторую систему знаний о реальной действительности. Отсюда и возникает необходимость систематического, а не эпизодического ознакомления детей с физическими явлениями. Опыт моей работы показывает, что в рамках этой системы старших дошкольников можно знакомить :
- с движением тела и его основными компонентами,
-с шарообразностью земли,
-суточными и сезонными изменениями,
-со сравнениями масс тел при помощи весов и с понятием равновесия,
-с простейшими проявлениями земного притяжения,
-со свойствами воздуха,
-с агрегатными изменениями вещества и т. д.
Ознакомление детей с перечисленными явлениями не является переносом части школьной программы в детский сад. Это необходимость, обусловленная задачами и условиями умственного воспитания, потому что ребенок, так или иначе, сталкивается со всеми этими фактами действительности в процессе своего стихийного опыта. В то же время у детей уже будет "багаж знаний" для будущих занятий в начальной школе на уроках Естествознания и курс природоведения станет для них впоследствии более понятным и интересным.
При выборе метода ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, опираюсь на такое положение: изучаемые явления должны не только наблюдаться, но и подвергатьсявоздействиям со стороны ребенка, который, видоизменяя эти явления, выявляет в них новые свойства и отношения. Таким образом занятия, о том или ином явлении природы, он получает не как готовый факт, а как результат приобретенный е процессе поисков и размышлений. Обеспечивая полноценность приобретенных знании, я создаю условия для самостоятельного открытия ребенком.
Часто в работе с детьми используется моделирование физических понятий и явлений, где логически связывается абстрактная модель с реальными явлениями. Например: Маша Л, после наблюдений процессов превращения воды в пар и обратно в воду, смогла перенести логическую цепочку на аналогичные явления природы — образование облаков и выпадение осадков.
Еще хочется отметить, что в экспериментально-исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ:
-уличный термометр для измерения температуры воздуха,
-флюгер для изучения направления ветра,
-компас,
-мерка-палка для измерения глубин снежного покрова в различных местах участка, сосуда, для измерения объема воды, снега, льда и др.
При организации исследовательской работы с детьми, мы соблюдаем определенные правила, представленные в виде "Памятки воспитателю" :
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ
Самое главное – подходите к работе творчески.
Для этого:
1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делаете за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
-прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
4. Викторина для воспитателей ДОУ
«В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО»
1. Вопросы к викторине.
- Что такое природа?
-Какое значение имеют воздух и вода для растений, животных и человека?
- Как образуется почва? Какое значение для растений, животных, человека она имеет?
- Могут ли люди жить без окружающей их природы? Почему?
- Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему?
- От чего происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно? Что в нашей стране делается для охраны воздуха и воды?
-Как нужно охранять природу?
-Почему многие растения и животные становятся редкими? Что делается ы нашей стране для охраны растений и животных?
- Какие правила поведения в природе должен выполнять каждый человек?
- Как ты участвуешь в роле охраны природы?
2. БРЕЙН-РИНГ
Ведущий. Ответьте правильно и быстро:
- Какой газ воздуха необходим для дыхания всем живым существам, а какой нужен растениям для питания?
- Как происходит круговорот воды в природе'?
- Назовите главное свойство почвы?
- Какие знаете группы растений, животных?
- Приведите пример цепи питания в природе.
- Где живет и чем питается сова? Как она приспособлена к условиям жизни?
- Какие растения и животные вашей местности нуждаются в охране?
- Назовите две составные части сельского хозяйства.
Ведущий. В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что делают в природе, должно быть всегда хорошо продуманно. Помните, что получилось, когда люди вырубили кустарник в лесу или уничтожили хищных зверей и птиц? Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе, то они могут нанести ей очень большой вред.
6. Игра «Угадай»
Предлагается 6 емкостей с разным материалом: горох, рис, перловка, опилки, фасоль и соя. Участников попеременно вызывают к столу, на котором находится материал, завязывают глаза и просят угадать:
-Что находится в емкости?
7. Заключение
Одним из принципов воспитания является интеллектуальное, эмоциональное восприятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению. И одним из важных является систематичность и непрерывность экологического воспитания. И этот принцип мы должны взять в основу своей работы, в основу преемственных связей детского сада, школы, детского центра творчества… Какие же в связи с этим можно дать методические рекомендации?
Во-первых, экологическое образование должно осуществляется в тесной связи с семьей, так как родители – первые люди, которым доверяет ребенок. Поэтому через лектории, семинары мы должны воспитывать экологическую культуру родителей.
В детском саду у воспитателей также есть пробел в экологической культуре и грамотности, так как они интуитивно убеждены, но знаний определенных нет. Это можно проверить через анкетирование для выявления экологической грамотности.
Воспитатели сами должны пройти этап экологического образования.
Во-первых, для воспитателей рекомендуется организовать прогулки с «погружением» в окружающую среду.
Во-вторых, воспитатели должны приобрести навыки опытнической работы в природе. Для этого надо наработать опытнические методички, которые могут научить воспитателей, как организовывать опыты.
В качестве итога работы с дошкольниками педагоги могут создать «модель готовности выпускника детского сада по экологическому воспитанию» - ожидаемый результат. У ребенка будет сформирована система экологических знаний на основе выше указанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения : оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастному пониманию; оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе; соблюдать правила поведения в природе; а также дети будут готовы участвовать в охране и защите окружающей среды, в опытно–исследовательской работе.
Для этого надо наработать методику изучения уровня сформированности экологической воспитанности дошкольника.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.
- А сейчас я хочу вам подарить маленькие стаканчики с землей. В каждом из них есть семечко, у всех разные растения. Дети ваших групп на протяжении некоторого времени будут ухаживать за ростком, а потом посмотрим кто что варастил.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.
Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет
с окружающим миром. - М: ТЦ Сфера, 2006.
2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно- методические материалы, экологизацияразвивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / автор-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Воронкевич О. А.
«Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы воспитателя по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста _ СПб : «Детство –Пресс», 2006.
4. Малашенкова В. Л.
Оценка успешности экологического образования дошкольников : Методические рекомендации. – Омск: ООИПКРО, 2002.
5. Бондаренко Т. М.
Экологические занятия с детьми 5-6 лет : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2002.
6. Потапова Л. М.
Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
7. «Мы». Программа экологического образования детей/Н. И. Кандратьева и др. -2-е изд., испр. И доп. - СПб: М 94 «Детство-пресс», 2004.
8. Как знакомить дошкольников с природой : «Пособие для воспитателей детского сада/ Л. А. Маневцова и др. ; сост Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - 2-е изд, дораб. – М: «Просвещение», 1983.
9. Жуковская Р. И. и др.
Родной край/Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова;/ Под ред. С. А. Козловой. - 3-е изд., перераб. и доп. – М: «Просвещение», 1990.
10. Марковская М. М.
Уголок природы в детском саду. Книга для воспитателя детского сада- 2-е изд., дораб. – М: «Просвещение», 1989.