Ольга Гирчева
Занятие по экологии в средней группе «Вода-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить детей с водной стихией, её свойствами (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, океаническая, болотная, родниковая.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
1. Наглядный: символы.
2. Практический: опыты.
Публикация «Занятие по экологии в средней группе „Вода-водица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового
характера.
4. Игровой: появление игрового персонажа «Капельки».
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
2. Беседа на тему: «Где живёт вода?», «Кто живёт в воде?», «Кому вода
необходима и зачем?», «Воду надо беречь».
3. Проведение опытов с водой.
Материал и оборудование:
1. Бассейн или таз с водой, кораблики из скорлупы грецкого ореха,
цветные лилии из бумаги, колокольчики.
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые
стаканы, зелёнка, краски, кисти для каждого ребёнка,
ложечки, сок яблочный, молоко, салфетки.
3. Символы, обозначающие свойства воды.
4. Медальки-капельки «Береги воду».
Ход занятия:
Приветствие:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Дети стоят полукругом. Звучит музыка, имитирующая журчание воды.
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла,
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
- Ребята, а кто догадался, чья это песенка?
(ручейка, воды).
- Послушайте: звенят, звенят капельки, собираются в ручейки, и бегут к
волшебному озеру. И я вам тоже предлагаю побывать на волшебном
озере. Для этого возьмём колокольчики, превратимся в капельки и
произнесём волшебные слова:
Я и туча, и туман, ручеёк и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
Упражнение «Ручеёк». Дети бегут друг за другом на носочках, позванивая колокольчиками.
Педагог останавливает детей около бассейна с водой, на поверхности которого плавают кораблики и лилии.
- Вот мы и оказались у волшебного озера, сядем вокруг него и полюбуемся гладью.
Музыка потихоньку пропадает.
- На озере не всегда так спокойно, вот подул лёгкий ветерок и у корабликов
Надулись паруса, они уплыли далеко – далеко.
Упражнение «Надуй парус». Дети тихо дуют на кораблики, и кораблики убирают на поднос.
- Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет? Это Капелька.
- Капелька, почему ты плачешь?
Капелька:- Я недавно родилась, и совсем ничего про себя не знаю. Поэтому мне очень грустно.
- Ребята, поможем Капельке? Расскажем ей, кто она такая, где живёт.
(Да).
-Капелька, присядь у нашего озера. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
- Итак, начнём прямо сейчас.
- Как вы думаете, из чего состоит наша Капелька? (Из воды). И живёт она где? (В воде). Ребята, предлагаю вам попробовать водичку в нашем озере. Какая она? (мокрая, холодная, голубая, прозрачная). Молодцы, а где в природе мы можем встретить воду? (В реке, море, океане, болоте, кране).
Капелька: Ребята, а знаете ли вы, что воду в океане называют океанической, в море -, в реке -, В болоте -, в роднике - …
Капелька: Ребята, а вы знаете, кому нужна вода?
(Ответы детей).
Просмотр картинок.
- Да, людям, животным, растениям. Растения надо поливать – иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут.
(Рыбы, лягушки.)
-Правильно, ребята. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вода-это жизнь!
- Молодцы, ребята. Посмотрите, наша Капелька перестала плакать. Капелька, ты что – нибудь узнала о себе?
Капелька: Да, я состою из воды, живу в воде и нужна всем живым существам.
-Ребята, предлагаю вам рассказать Капельке про свойства воды, представим, что мы учёные. Где работают учёные?
(В лаборатории)
-А что делают в лаборатории?
(Ставят опыты)
- Правильно. Приглашаю вас в нашу лабораторию №1. В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. Внимательно слушать воспитателя.
2.Вести себя тихо, чтобы не мешать друг другу.
3.После каждого опыта делать вывод.
Опыт №1. «Вода – это жидкость, без запаха, без вкуса, бесцветная».
-У вас на столах стоит 2 стакана, один пустой, в другом вода. Попробуйте перелить воду в пустой стакан. Получилось? (Да.)
Вывод: Вода - это жидкость, она течёт. Её можно наливать, переливать.
-Ребята, чтобы вы это лучше запомнили, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доску).
-А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
-Нет.
-Верно. Какое открытие вы сейчас сделали?
(Ответы детей)
Вывод: Вода ничем не пахнет, у неё нет запаха (вывешивается символ этого свойства воды)
- А, теперь, попробуйте воду. Какая она на вкус?
(Безвкусная).
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства).
-Обратите внимание, на столе стоит два стакана: в одном молоко, а в другом вода. Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком. В каком из стаканов виден камешек? Почему?
(Ответы детей: вода прозрачная).
- А что значит «прозрачная»? (ответы детей)
-Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко?
(Белого)
- А цвет воды похож на цвет молока? (Нет)
- Значит, цвет воды не белый. Согласны? (Да)
-Учёные, вы сейчас сделали открытие:
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.
(Перед детьми вывешивается символ этого свойства)
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь?
(Ответы детей)
На столе у воспитателя 2 стакана с водой и зелёнка (для детей краски и кисть).
- Я сейчас добавлю в воду волшебную капельку, и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей)
-А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Физкультминутка. Повторяется 2 раза.
Капля с капелькой слетела,
(берутся за руки, идут по кругу)
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась
(сходятся в центр круга)
Вот и лужа налилась!
(расходятся, приседают)
-Ребята, пройдёмте в лабораторию №2
Опыт №2: «Во фруктах есть вода».
- Ребята, подумайте, много ли мы выпиваем жидкости в день. Назовите, какие «съедобные жидкости» вы знаете?
(Чай, молоко, сок, компот, кисель, какао, кефир, лимонад и т. д.)
- А знаете ли вы, что во фруктах есть вода. Хотите в этом убедиться?
Воспитатель с детьми отжимают сок из заранее натёртого яблока. Отжатый сок переливается в кувшин.
-Ребята, посмотрите, сколько жидкости у нас получилось. Мы можем сделать с вами вывод.
Вывод: Вода содержится в яблоке (вывешивается символ этого свойства)
-Выжатый сок мы отправим с вами на фабрику для дальнейшей переработки, а нам пришлют уже готовый для употребления в пищу сок.
-А сейчас я предлагаю вам пройти на стульчики. Садись и ты Капелька.
- Капелька, узнала что-нибудь о свойствах воды?
Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.
- Капелька, не переживай, ребята тебе ещё раз напомнят.
Вода – жидкость
Вода – не имеет запаха
Вода – безвкусная
Вода – бесцветная
Вода – содержится в яблоке
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о себе.
-Капелька, а ты знаешь, что воду нужно беречь?
Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
- Кажется, что воды на земле очень много, и она никогда не закончится. Но мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех. Ведь без воды всё живое на свете погибнет. Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил.
Капелька: А как можно сберечь воду?
(Ответы детей: Всегда закрывать кран с водой, содержать реки и озёра в чистоте и порядке, не засорять водоёмы).
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап – кап – кап –
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет-
И нет водицы, нет, нет, нет.
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о себе, и хочу подарить вам на память о себе волшебные капельки, чтобы вы не забывали о бережном отношении к воде (вносятся медальки капельки «Береги воду!»).
- Ребята, вы сегодня были настоящими учёными и сделали много открытий. Спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям насладиться песенкой воды.