Лучший педагог года

«Самый лучший город на Земле — Донецк». Конспект фронтального логопедического занятия

Ободец Наталья
«Самый лучший город на Земле — Донецк». Конспект фронтального логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы

Городское Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

"Детский сад № 111 г. о. Донецк" Донецкая Народная Республика

Конспект Фронтального логопедического занятия на тему: "Самый лучший город на земле"

Подготовила:

Ободец Н. В., учитель-логопед ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 111 г. о. ДОНЕЦК» ДНР

Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой родине – городе Донецке.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая родина – это место, где он родился, где прошло детство.

• Продолжать знакомить с достопримечательностями города Донецка.

Темочки:

• Учить узнавать на фотографиях достопримечательности города.

Коррекционно-развивающие:

• Продолжать развивать речь как средство общения.

• Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

• Совершенствовать употребление слов в точном соответствии со смыслом.

• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: имена существительные с именами прилагательными.

• Способствовать использованию детьми в активной речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

• Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов, определять последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.

• Продолжать совершенствовать умение составлять творческий рассказ на заданную тему с использованием метода синквейна.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать чувство любви к родному краю, гордость за свой город, уважение к людям труда, патриотические чувства.

Оборудование и материалы: макет игры «Карта Донецка», фишки-розы на липучке, иллюстрации с изображением города, иллюстрации к сказкам (ТСО, аудиозапись «Друзья», схема синквейна, карточки для звукового анализа из 5-6 звуков (дифференцированные задания по подгруппам).

Предварительная работа: разучивание стихотворений, чтение сказок, просмотр альбомов с фотографиями достопримечательностей города, видеофильмов, презентаций, составление рассказов по схеме синквейна.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие:

Педагог: Здравствуйте, я рада вас всех видеть! Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия (дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят):

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

успеха (указательными)

большого (средними)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами)

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Пожелайте друг друга удачи, чтобы занятие прошло успешно.

Учитель-логопед: Сколько глобус не крути,

Лучше город не найти!

Стук в дверь. Входит ребенок в костюме Крота.

Ребенок: Ой, куда это я попал? Рыл, рыл, и нарыл. Здравствуйте. (Заходит с картой - игрой).

Учитель-логопед: Здравствуйте, а вы кто? И как вас зовут?

Ребенок: Я крот, а зовут меня Уголек.

Учитель-логопед: Дети, расскажем Угольку, куда он попал. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Основная часть

Вопрос – ответ:

Дети, у каждого города, как и каждого человека, есть свое имя и свой возраст. Вы знаете, как называется город, в котором мы живем? (Донецк).

Как мы называем жителей нашего города? (Дончане).

Первоначальное название нашего города? (Юзовка).

На какой реке расположен наш город Донецк? (река Кальмиус).

Назовите памятник – символ города? (Памятник Шахтеру).

Назовите центральную улицу нашего города? (улица Артема).

Назовите площадь в центре нашего города? (площадь Ленина).

Сколько театров в нашем городе? (3 театра).

А кто-нибудь, помнит, как они называются? (Музыкально-драматический; Театр оперы и балета; Театр кукол).

На какой улице находится наш детский сад? (улица Пролетарская).

Как называют еще наш город? (Город миллиона роз).

Символ нашего города? (Роза).

Учитель-логопед: Какие вы молодцы! Ну, вот, Уголек, мы ответили на твои вопросы? Теперь ты знаешь, куда попал.

Ребенок-Крот: Да, теперь я знаю. Я попал в город Донецк.

Учитель-логопед: Дети, но мы должны познакомить нашего гостя с городом.

И как же нам это сделать?

Ребенок-Крот: Я вот рыл и нарыл, а что это я не знаю (дает карту - игру).

Учитель-логопед: Сейчас посмотрим. Что это? (карта) Правильно. Это карта города, а какого, узнаете, если отгадаете загадку:

Город роз и угля,

Город добрых сердец.

Догадались друзья?

Наш любимый (Донецк).

Учитель-логопед: Какие вы сообразительные! Да, это наша карта города Донецка. Пройдите, пожалуйста, к столам, присаживайтесь. У меня рассыпалось слово. Вы поможете мне его собрать? (На доске вразброс вывешиваются буквы. Произносится отрывисто: К, Н, О, Ц, Е, Д). (Ответы детей).

Правильно. Это ДОНЕЦК. (Один ребенок в правильной последовательности выкладывает слово). Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова.

(Детям предлагается дифференцированное задание: сделать анализ слов «город», «Донецк» в зависимости от уровня развития и возраста. По окончании выполнения дети проверяют друг к друга, как их товарищи по столу справились с заданием).

Звуковой анализ слов ДОНЕЦК или ГОРОД

Учитель-логопед: Все справились. Хорошо. Поменяйтесь с рядом сидящим другом, чтобы он проверил правильность выполнения задания. Дети, но мы ведь хотели познакомить нашего гостя с городом. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по городу. А как мы можем путешествовать по городу? (ответы детей). Правильно, а я вам предлагаю прогуляться пешком.

Учитель-логопед: Подойдите, пожалуйста, ко мне и ответьте, на вопрос: Где вы любите отдыхать в нашем городе? Кто первый ответит, откроет на нашей карте первую остановку. … В парке Щербакова). Совершенно верно. Отправляемся мы из детского сада, и первая остановка – парк Щербакова. Что вы любите делать в перке? (Играть, отдыхать, кататься на аттракционах). Правильно, я предлагаю вам поиграть. Я буду начинать предложение, а вы его повторите и закончите.

Дидактическая игра «Закончи предложение»:

Донецк – это крупный населённый пункт, потому что.

В городе строят высотные дома, для того, чтобы.

В городе много магазинов, в которых.

Донецк – большой город, в котором.

В Донецке много парков, скверов, для того чтобы …

В городе много стадионов, спортивных площадок, для того чтобы …

Мне нравится жить в городе Донецке, потому что…

Учитель-логопед: Какие вы находчивые! Отправляемся дальше, а чтобы узнать, где мы остановимся дальше – нужно отгадать загадки. А помогут мне ….

(Выходят 2 ребенка и загадывают загадки).

Девочка: Артист на сцене – кукловод,

А зритель в зале там – народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол).

Мальчик: Превращается рука

То в котенка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень, очень мало –

Специальные перчатки,

Ум, талант и все в порядке! (Кукольный театр).

(Отгадавшие дети открывают картинку на следующей остановке).

Учитель-логопед: Дети, что мы с вами делаем в кукольном театре? (ответы детей). Совершенно верно. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Встаньте полукругом перед экраном телевизора. Сейчас я вам буду рассказывать краткое содержание сказки, а вы будете отгадывать её название. Глядя на экран телевизора, вы определите, какого героя или какого предмета не хватает в этой сказке.

Учитель-логопед: «В этой сказке падчерица вежливая и трудолюбивая, а мачехина дочка грубая и невоспитанная. Сама мачеха жестокая — в студеный Новогодний вечер, оправила падчерицу за … чем? И повстречала падчерица возле костра в Новогодний вечер кого? Что за сказка? А кто здесь лишний?» («Двенадцать месяцев». Фея).

Учитель-логопед: Молодцы. Следующая сказка: На первый взгляд главный герой – глупый и ленивый. Братья едут по делам на рынок, торговать, а он – и днем, и ночью на печке лежит и на просьбы невесток помочь отвечает – а мне неохота. Главный герой соглашается принести воды только потому, что на него пожалуются – и гостинцев с рынка не привезут. Что за сказка? Кто лишний? («По щучьему велению», Дед Мороз).

Учитель-логопед: Шестилетняя Даренка осталась круглой сиротой. Тяжело живется девочке у чужих людей – куском хлеба попрекают. А тут старый охотник по прозвищу Кокованя, потерявший всю семью, решает взять на воспитание сиротку. Вот добрые люди и посоветовали ему присмотреться к Даренке. Приглянулась девочка к охотнику, так и стали они вместе жить, да еще и кошку приблудившуюся с собой взяли. («Серебряное копытце». Петух).

Учитель-логопед: Хорошо вы знаете сказки! А теперь это будет стихотворение. А. С. Пушкина. Там присутствует дуб, златая цепь, русалка, тридцать три богатыря и Царевна Лебедь. Что это за стихотворение, и кого нет на картинке?

(«У Лукоморья дуб зеленый». Кот). А может, кто-то знает это стихотворение наизусть? (Дети рассказывают отрывок из стихотворения). Какие вы молодцы. И последняя сказка. В этой сказке хозяйка – грязнуля и неряха, от которой сбежала вся посуда и домашняя утварь. Как звали хозяйку, от которой сбежала посуда? («Федорино горе», Федора Егоровна. Мойдодыр).

Учитель-логопед: Вы очень хорошо справились с заданием и хорошо знаете сказки. Предлагаю продолжить наше путешествие. После кукольного театра мы с вами отправляемся на площадь имени Ленина. (Уголек открывает остановку). Предлагаю немного отдохнуть.

Зрительная гимнастика

Гимнастика для глаз «Флаг у нас прекрасный»

Движения гимнастики выполняются в соответствии с текстом.

Флаг у нас прекрасный Рисуют глазами прямоугольник

Белый, синий, красный Рисуют глазами зигзаг

Белый – мир и чистота Рисуют глазами овал на потолке

Синий – верность, небеса Рисуют глазами овал по флагу

Красный – мужество, отвага Рисуют глазами овал по полу

Вот цвета родного флага!» Моргают глазами

Учитель-логопед: Отдохнули? Продолжаем наше путешествие, а какая следующая наша остановка, вы узнаете, если ответите на вопрос: Где в нашем городе можно увидеть работы кузнецов? (В парке кованых фигур). Совершенно верно. Каждый год в парке кованых фигур проходит фестиваль кузнечного мастерства, где мы можем понаблюдать за работой мастеров. Кусок железа кладут в печь, там железо нагревается до определенной температуры. Затем раскаленный кусок железа кладут на наковальню, и под звонкими ударами молота оно превращается в различные изделия из металла. Каждый кузнец понимает, что нужно работать быстро, так как, если металл остынет, то он станет твердым, и его уже нельзя будет ковать. Отсюда и произошла поговорка: «Куй железо, пока оно горячо», что означает «Спеши вовремя делать дела». Скажите, а почему в печи металл красный, а затем он становится черным?» (Ответы детей).

- Кузнецы куют и получаются какие изделия? (Кованые).

- Произнесите это слово быстро, медленно.

- Отрывисто.

- Произнесите громко… тихо…

- Как может произнести это слово мама? Папа? Сестра?

- Подскажите мне, что может быть кованым? (фонарь, мост и т. д.)

- Что может быть кованое? (кольцо, украшение и т. д.)

- Что может быть кованая? (решетка, арка и т. д.)

- Кованые? (ворота, серьги и т. д.)

Учитель-логопед: У вас замечательно получилось составлять словосочетания. Дети, посмотрите, сколько достопримечательностей и памятных мест есть в нашем городе. А чтобы он стал еще красивее, мы подарим ему розу и скажем хорошие и добрые слова о Донецке. (Дети приклеивают розу к карте города, говорят имена прилагательные и присаживаются за столы).

Пальчиковая игра «Посмотрю на карту я».

Педагог: Чтобы пальчики наши сильно не устали, поиграем.

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля (вытягивают вперед прямые ладони).

Есть леса тут и озера (поочередно соединяют одноименные пальцы,

Горы, реки и моря (крепко сжимают в «замок»).

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя (прикладывают руки к груди!

Дидактическая игра «Какой? Какая?»

Учитель-логопед: Сколько хороших, добрых слов вы сказали о нашем городе. Вы действительно любите свой город. Людей, которые любят свою родину, называют патриотами. Я вас хочу назвать патриотами своего города! И предлагаю составить рассказ о нашем городе по методу синквейна. Возьмите, пожалуйста, схему.

Вспомните, что обозначает первая строка – (Предмет, объект – Донецк).

Вторая строка – (Какой?

Третья строка – (Что можно делать в городе)

Четвертая строка – (Предложение).

Пятая строка – (Ассоциация).

Составление синквейна «Донецк». (Ответы детей).

Модель синквейна

Учитель-логопед: У вас получились замечательные рассказы о нашем городе. Кто не успел рассказать, расскажет мне после занятия или родителям по дороге домой. В нашем городе есть еще очень много достопримечательностей. И сейчас я хочу проверить вас, насколько хорошо вы знаете наш город. Возьмите чистый лист бумаги и, отвечая на вопросы, выполняйте инструкции.

Дидактическое упражнение «Ориентирование на листе бумаги».

Учитель-логопед: Кто основал наш город? (Джон Юз). Правильно, расположите фотографию Джона Юза в центре листа. Найдите, пожалуйста, картинку с изображением того места в нашем городе, где мы можем увидеть слонов, клоунов, львов. (В цирке). Расположите картинку с изображением цирка в верхнем правом углу листа.

Найдите картинку с изображением места, где мы можем получить массу положительных эмоций, покататься на горках и скатится с них в воду. (Аквапарк). Правильно, расположите картинку с изображением Аквапарка, в левом нижем углу.

Где в Донецке можно сходить на футбольный матч и увидеть гигантский мяч. (Стадион «Донбасс Арена»). Расположите картинку с изображением «Донбасс Арены» в верхнем левом углу.

В этом здании мы даже днем можем увидеть звезды и созвездия. (Планетарий). Молодцы, расположите картинку с изображением Планетария в нижнем правом углу листа. Замечательно, проверьте, пожалуйста, у всех ли правильно выполнено? (Открывает на доске готовый верный вариант). Вы были внимательными и справились со всеми заданиями правильно. Расскажем Угольку, понравилось ли вам наше путешествие? (Ответы детей).

Итог занятия:

Что нового узнали?

Какое слово запомнилось?

Что было труднее всего на занятии?

Что понравилось больше всего, и о чем вы расскажите маме или папе по дороге из детского сада?

Уголек: За интересное путешествие я хочу вас угостить.

Учитель-логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем Угольку спасибо и предложим остаться у нас в логопедической группе.

Публикации по теме:

Сценарий конкурсной программы чтецов к юбилею города Саянска «Этот город — самый лучший город на земле…» Цели конкурса: Воспитание любви и уважительного отношения к родному городу; Ознакомление дошкольников с историей.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Самый лучший город на Земле — Донецк». Конспект фронтального логопедического занятия
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 20:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Самый лучший город на Земле — Донецк». Конспект фронтального логопедического занятия» (включая файлы) размещена пользователем Ободец Наталья (УИ 2432537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД