Ободец Наталья
«Самый лучший город на Земле — Донецк». Конспект фронтального логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Городское Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
"Детский сад № 111 г. о. Донецк" Донецкая Народная Республика
Конспект Фронтального логопедического занятия на тему: "Самый лучший город на земле"
Подготовила:
Ободец Н. В., учитель-логопед ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 111 г. о. ДОНЕЦК» ДНР
Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой родине – городе Донецке.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая родина – это место, где он родился, где прошло детство.
• Продолжать знакомить с достопримечательностями города Донецка.
Темочки:
- Донецкая народная республика, ДНР
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
• Учить узнавать на фотографиях достопримечательности города.
Коррекционно-развивающие:
• Продолжать развивать речь как средство общения.
• Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
• Совершенствовать употребление слов в точном соответствии со смыслом.
• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: имена существительные с именами прилагательными.
• Способствовать использованию детьми в активной речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
• Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов, определять последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.
• Продолжать совершенствовать умение составлять творческий рассказ на заданную тему с использованием метода синквейна.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать чувство любви к родному краю, гордость за свой город, уважение к людям труда, патриотические чувства.
Оборудование и материалы: макет игры «Карта Донецка», фишки-розы на липучке, иллюстрации с изображением города, иллюстрации к сказкам (ТСО, аудиозапись «Друзья», схема синквейна, карточки для звукового анализа из 5-6 звуков (дифференцированные задания по подгруппам).
Предварительная работа: разучивание стихотворений, чтение сказок, просмотр альбомов с фотографиями достопримечательностей города, видеофильмов, презентаций, составление рассказов по схеме синквейна.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие:
Педагог: Здравствуйте, я рада вас всех видеть! Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия (дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят):
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
успеха (указательными)
большого (средними)
во всём (безымянными)
и везде (мизинцами)
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Пожелайте друг друга удачи, чтобы занятие прошло успешно.
Учитель-логопед: Сколько глобус не крути,
Лучше город не найти!
Стук в дверь. Входит ребенок в костюме Крота.
Ребенок: Ой, куда это я попал? Рыл, рыл, и нарыл. Здравствуйте. (Заходит с картой - игрой).
Учитель-логопед: Здравствуйте, а вы кто? И как вас зовут?
Ребенок: Я крот, а зовут меня Уголек.
Учитель-логопед: Дети, расскажем Угольку, куда он попал. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Основная часть
Вопрос – ответ:
Дети, у каждого города, как и каждого человека, есть свое имя и свой возраст. Вы знаете, как называется город, в котором мы живем? (Донецк).
Как мы называем жителей нашего города? (Дончане).
Первоначальное название нашего города? (Юзовка).
На какой реке расположен наш город Донецк? (река Кальмиус).
Назовите памятник – символ города? (Памятник Шахтеру).
Назовите центральную улицу нашего города? (улица Артема).
Назовите площадь в центре нашего города? (площадь Ленина).
Сколько театров в нашем городе? (3 театра).
А кто-нибудь, помнит, как они называются? (Музыкально-драматический; Театр оперы и балета; Театр кукол).
На какой улице находится наш детский сад? (улица Пролетарская).
Как называют еще наш город? (Город миллиона роз).
Символ нашего города? (Роза).
Учитель-логопед: Какие вы молодцы! Ну, вот, Уголек, мы ответили на твои вопросы? Теперь ты знаешь, куда попал.
Ребенок-Крот: Да, теперь я знаю. Я попал в город Донецк.
Учитель-логопед: Дети, но мы должны познакомить нашего гостя с городом.
И как же нам это сделать?
Ребенок-Крот: Я вот рыл и нарыл, а что это я не знаю (дает карту - игру).
Учитель-логопед: Сейчас посмотрим. Что это? (карта) Правильно. Это карта города, а какого, узнаете, если отгадаете загадку:
Город роз и угля,
Город добрых сердец.
Догадались друзья?
Наш любимый (Донецк).
Учитель-логопед: Какие вы сообразительные! Да, это наша карта города Донецка. Пройдите, пожалуйста, к столам, присаживайтесь. У меня рассыпалось слово. Вы поможете мне его собрать? (На доске вразброс вывешиваются буквы. Произносится отрывисто: К, Н, О, Ц, Е, Д). (Ответы детей).
Правильно. Это ДОНЕЦК. (Один ребенок в правильной последовательности выкладывает слово). Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова.
(Детям предлагается дифференцированное задание: сделать анализ слов «город», «Донецк» в зависимости от уровня развития и возраста. По окончании выполнения дети проверяют друг к друга, как их товарищи по столу справились с заданием).
Звуковой анализ слов ДОНЕЦК или ГОРОД
Учитель-логопед: Все справились. Хорошо. Поменяйтесь с рядом сидящим другом, чтобы он проверил правильность выполнения задания. Дети, но мы ведь хотели познакомить нашего гостя с городом. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по городу. А как мы можем путешествовать по городу? (ответы детей). Правильно, а я вам предлагаю прогуляться пешком.
Учитель-логопед: Подойдите, пожалуйста, ко мне и ответьте, на вопрос: Где вы любите отдыхать в нашем городе? Кто первый ответит, откроет на нашей карте первую остановку. … В парке Щербакова). Совершенно верно. Отправляемся мы из детского сада, и первая остановка – парк Щербакова. Что вы любите делать в перке? (Играть, отдыхать, кататься на аттракционах). Правильно, я предлагаю вам поиграть. Я буду начинать предложение, а вы его повторите и закончите.
Дидактическая игра «Закончи предложение»:
Донецк – это крупный населённый пункт, потому что.
В городе строят высотные дома, для того, чтобы.
В городе много магазинов, в которых.
Донецк – большой город, в котором.
В Донецке много парков, скверов, для того чтобы …
В городе много стадионов, спортивных площадок, для того чтобы …
Мне нравится жить в городе Донецке, потому что…
Учитель-логопед: Какие вы находчивые! Отправляемся дальше, а чтобы узнать, где мы остановимся дальше – нужно отгадать загадки. А помогут мне ….
(Выходят 2 ребенка и загадывают загадки).
Девочка: Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там – народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол).
Мальчик: Превращается рука
То в котенка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень, очень мало –
Специальные перчатки,
Ум, талант и все в порядке! (Кукольный театр).
(Отгадавшие дети открывают картинку на следующей остановке).
Учитель-логопед: Дети, что мы с вами делаем в кукольном театре? (ответы детей). Совершенно верно. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Встаньте полукругом перед экраном телевизора. Сейчас я вам буду рассказывать краткое содержание сказки, а вы будете отгадывать её название. Глядя на экран телевизора, вы определите, какого героя или какого предмета не хватает в этой сказке.
Учитель-логопед: «В этой сказке падчерица вежливая и трудолюбивая, а мачехина дочка грубая и невоспитанная. Сама мачеха жестокая — в студеный Новогодний вечер, оправила падчерицу за … чем? И повстречала падчерица возле костра в Новогодний вечер кого? Что за сказка? А кто здесь лишний?» («Двенадцать месяцев». Фея).
Учитель-логопед: Молодцы. Следующая сказка: На первый взгляд главный герой – глупый и ленивый. Братья едут по делам на рынок, торговать, а он – и днем, и ночью на печке лежит и на просьбы невесток помочь отвечает – а мне неохота. Главный герой соглашается принести воды только потому, что на него пожалуются – и гостинцев с рынка не привезут. Что за сказка? Кто лишний? («По щучьему велению», Дед Мороз).
Учитель-логопед: Шестилетняя Даренка осталась круглой сиротой. Тяжело живется девочке у чужих людей – куском хлеба попрекают. А тут старый охотник по прозвищу Кокованя, потерявший всю семью, решает взять на воспитание сиротку. Вот добрые люди и посоветовали ему присмотреться к Даренке. Приглянулась девочка к охотнику, так и стали они вместе жить, да еще и кошку приблудившуюся с собой взяли. («Серебряное копытце». Петух).
Учитель-логопед: Хорошо вы знаете сказки! А теперь это будет стихотворение. А. С. Пушкина. Там присутствует дуб, златая цепь, русалка, тридцать три богатыря и Царевна Лебедь. Что это за стихотворение, и кого нет на картинке?
(«У Лукоморья дуб зеленый». Кот). А может, кто-то знает это стихотворение наизусть? (Дети рассказывают отрывок из стихотворения). Какие вы молодцы. И последняя сказка. В этой сказке хозяйка – грязнуля и неряха, от которой сбежала вся посуда и домашняя утварь. Как звали хозяйку, от которой сбежала посуда? («Федорино горе», Федора Егоровна. Мойдодыр).
Учитель-логопед: Вы очень хорошо справились с заданием и хорошо знаете сказки. Предлагаю продолжить наше путешествие. После кукольного театра мы с вами отправляемся на площадь имени Ленина. (Уголек открывает остановку). Предлагаю немного отдохнуть.
Зрительная гимнастика
Гимнастика для глаз «Флаг у нас прекрасный»
Движения гимнастики выполняются в соответствии с текстом.
Флаг у нас прекрасный Рисуют глазами прямоугольник
Белый, синий, красный Рисуют глазами зигзаг
Белый – мир и чистота Рисуют глазами овал на потолке
Синий – верность, небеса Рисуют глазами овал по флагу
Красный – мужество, отвага Рисуют глазами овал по полу
Вот цвета родного флага!» Моргают глазами
Учитель-логопед: Отдохнули? Продолжаем наше путешествие, а какая следующая наша остановка, вы узнаете, если ответите на вопрос: Где в нашем городе можно увидеть работы кузнецов? (В парке кованых фигур). Совершенно верно. Каждый год в парке кованых фигур проходит фестиваль кузнечного мастерства, где мы можем понаблюдать за работой мастеров. Кусок железа кладут в печь, там железо нагревается до определенной температуры. Затем раскаленный кусок железа кладут на наковальню, и под звонкими ударами молота оно превращается в различные изделия из металла. Каждый кузнец понимает, что нужно работать быстро, так как, если металл остынет, то он станет твердым, и его уже нельзя будет ковать. Отсюда и произошла поговорка: «Куй железо, пока оно горячо», что означает «Спеши вовремя делать дела». Скажите, а почему в печи металл красный, а затем он становится черным?» (Ответы детей).
- Кузнецы куют и получаются какие изделия? (Кованые).
- Произнесите это слово быстро, медленно.
- Отрывисто.
- Произнесите громко… тихо…
- Как может произнести это слово мама? Папа? Сестра?
- Подскажите мне, что может быть кованым? (фонарь, мост и т. д.)
- Что может быть кованое? (кольцо, украшение и т. д.)
- Что может быть кованая? (решетка, арка и т. д.)
- Кованые? (ворота, серьги и т. д.)
Учитель-логопед: У вас замечательно получилось составлять словосочетания. Дети, посмотрите, сколько достопримечательностей и памятных мест есть в нашем городе. А чтобы он стал еще красивее, мы подарим ему розу и скажем хорошие и добрые слова о Донецке. (Дети приклеивают розу к карте города, говорят имена прилагательные и присаживаются за столы).
Пальчиковая игра «Посмотрю на карту я».
Педагог: Чтобы пальчики наши сильно не устали, поиграем.
Посмотрю на карту я:
Вот российская земля (вытягивают вперед прямые ладони).
Есть леса тут и озера (поочередно соединяют одноименные пальцы,
Горы, реки и моря (крепко сжимают в «замок»).
Я люблю тебя, Россия,
Ты же Родина моя (прикладывают руки к груди!
Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Учитель-логопед: Сколько хороших, добрых слов вы сказали о нашем городе. Вы действительно любите свой город. Людей, которые любят свою родину, называют патриотами. Я вас хочу назвать патриотами своего города! И предлагаю составить рассказ о нашем городе по методу синквейна. Возьмите, пожалуйста, схему.
Вспомните, что обозначает первая строка – (Предмет, объект – Донецк).
Вторая строка – (Какой?
Третья строка – (Что можно делать в городе)
Четвертая строка – (Предложение).
Пятая строка – (Ассоциация).
Составление синквейна «Донецк». (Ответы детей).
Модель синквейна
Учитель-логопед: У вас получились замечательные рассказы о нашем городе. Кто не успел рассказать, расскажет мне после занятия или родителям по дороге домой. В нашем городе есть еще очень много достопримечательностей. И сейчас я хочу проверить вас, насколько хорошо вы знаете наш город. Возьмите чистый лист бумаги и, отвечая на вопросы, выполняйте инструкции.
Дидактическое упражнение «Ориентирование на листе бумаги».
Учитель-логопед: Кто основал наш город? (Джон Юз). Правильно, расположите фотографию Джона Юза в центре листа. Найдите, пожалуйста, картинку с изображением того места в нашем городе, где мы можем увидеть слонов, клоунов, львов. (В цирке). Расположите картинку с изображением цирка в верхнем правом углу листа.
Найдите картинку с изображением места, где мы можем получить массу положительных эмоций, покататься на горках и скатится с них в воду. (Аквапарк). Правильно, расположите картинку с изображением Аквапарка, в левом нижем углу.
Где в Донецке можно сходить на футбольный матч и увидеть гигантский мяч. (Стадион «Донбасс Арена»). Расположите картинку с изображением «Донбасс Арены» в верхнем левом углу.
В этом здании мы даже днем можем увидеть звезды и созвездия. (Планетарий). Молодцы, расположите картинку с изображением Планетария в нижнем правом углу листа. Замечательно, проверьте, пожалуйста, у всех ли правильно выполнено? (Открывает на доске готовый верный вариант). Вы были внимательными и справились со всеми заданиями правильно. Расскажем Угольку, понравилось ли вам наше путешествие? (Ответы детей).
Итог занятия:
Что нового узнали?
Какое слово запомнилось?
Что было труднее всего на занятии?
Что понравилось больше всего, и о чем вы расскажите маме или папе по дороге из детского сада?
Уголек: За интересное путешествие я хочу вас угостить.
Учитель-логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем Угольку спасибо и предложим остаться у нас в логопедической группе.