Евгения Химунина
Занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
(6–7 лет)
Задачи:
1. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.
2. Закрепить умение детей группировать птиц на зимующих и перелетных.
3. Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы.
4. Закрепить умение детей различать птиц по внешнему виду, составлять описательный рассказ о них, используя модели.
5. Познакомить детей с первоначальными знаниями о синоптиках. Закрепить представления о приметах, связанных с птицами.
Публикация «Занятие по экологии в подготовительной к школе группе „Птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Воспитывать у детей желание заботиться о птицах.
Оборудование: иллюстрации птиц (скворец, стриж, ласточка, белая трясогузка, кукушка, овсянка, зяблик, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, клест, дятел, свиристель, графические модели птиц, тарелочки с кормом для птиц (семена шишек, ягоды рябины, семена березы, ясеня, клена, семечки, несоленое сало, зернышки, маленькие карточки насекомых и их личинок, карточки-модели для описательного рассказа, «жалоба синиц и снегирей», игрушка «Незнайка».
Ход занятия:
Выставляю графическую модель и спрашиваю:
- Скажите, кому посвящена наша сегодняшняя встреча?
(Ответы)
- Правильно, разговор сегодня пойдет о птицах. Наступила зима, а с изменением в неживой природе наступают изменения и в живой природе. Вы уже знаете, что многие птицы улетели на зиму в теплые края. Как называются эти птицы?
(Эти птицы называются перелетными)
- А как называются птицы, которые остались с нами?
(Птицы, которые остались с нами, называются зимующими)
- Посмотрите, ребята, сколько здесь птиц, но все они перепутались. Давайте разберем их на две группы – перелетные и зимующие. Кто хочет это сделать? (Работа в паре).
- Пойдут Соня и Рома. Договоритесь между собой, кто каких птиц будет отбирать.
- Назовите, каких птиц вы отнесли к перелетным, каких к зимующим и почему (скворец, стриж, ласточка, белая трясогузка, кукушка, овсянка, зяблик, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, клест, свиристель).
(Называют птиц и объясняют выбор)
- Так почему же покинули нас перелетные птицы?
(Перелетные птицы улетели от нас потому, что в основном питаются насекомыми или семенам и растений, а зимой они корма не находят, т. к. насекомые спрятались, а растения оказались под снегом)
- Почему зимующие птицы остались?
(Зимующие птицы остались потому, что они питаются зимой плодами и семенами деревьев - ягодами рябины, калины, семенами березы, ясеня, клена, шишками, а все это созревает осенью)
- Так значит, летом птицы питаются насекомыми и семенами растений, а чем же питаются насекомые?
(Насекомые и их личинки питаются корешками и листьям растений и деревьев)
- Покажите это. У вас на столах лежат карточки, составьте пищевую цепочку, по которой было бы видно, почему улетают от нас перелетные птицы.
(Составляют)
- А теперь объясните свою пищевую цепочку (1-2 ребенка).
(Летом птицы питаются насекомыми и их личинками, насекомые и их личинки питаются корешками и листьями растений и деревьев. Когда наступает осень, насекомые прячутся или умирают (бабочки, семена растений оказываются зимой под снегом, и перелетным птицам корма не остается, они вынуждены улетать туда, где этот корм есть. А зимующие птицы зимой питаются семенами и плодам и деревьев)
- Ребята, кроме перелетных и зимующих птиц есть еще и птицы кочующие. Вот что пишет о них писатель Н. Сладков:
«Холодные зимовки»
«Снегири, свиристели, поползни, синицы, дятлы, клесты, щуры, корольки, пищухи, пуночки всю зиму перелетают с места на место в поисках корма. Но где бы ни кочевали они, а к весне, как и перелетные, вернутся к своим гнездовьям.
Перелетные птицы зимуют на жарких зимовках – в Африке, в Индии, а вот оседлые и кочующие – на холодных. На их зимовках не теплынь, не зелень, а снег и холод. Но они – приспособились. Оседлые – сойки, сороки, галки, вороны – зимой приближаются к жилью человека и собирают отбросы. Тетерева и рябчики на деревьях сережки, а глухари – хвою. Ночуют под снегом, как под пуховой периной. Кочующие приспособились и зимой находить еду: дятлы шишки долбят, синицы, поползни, корольки ловко обшаривают стволы и ветки, снегири и свиристели разыскивают ягоды рябины.
А когда сыт, то и мороз не так уж и страшен. Сытому и на холодной зимовке тепло…»
- И все же, ребята, зимой птицы нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек В такую погоду много птиц погибает от голода. Вот почему зимой и надо подкармливать птиц.
- Давайте подумаем, вспомним, какой корм предпочитают различные птицы? Вот наши птицы: синица, дятел, свиристель, клест, воробей, снегирь, а тут и наш корм. Разбейтесь на пары и выберите корм, которым вы думаете накормить свою птицу (работа в парах).
- Договоритесь, кто из вас будет рассказывать, почему вы сделали такой выбор.
(Выбрать корм, который предпочитает птица)
- А теперь поясните свой выбор.
Клест – семена шишек. У него клюв напоминает щипцы – толстый, сплюснутый по бокам, на конце верхняя и нижняя части перекрещиваются. Таким клювом удобно раздвигать чешуйки шишки и доставать семена при помощи языка. Это основной корм клестов.
Снегири – питаются ягодами рябины, семенам и березы, ясеня, клена, репейника. Его клюв приспособлен скусывать почки и извлекать семена.
Свиристели – тоже питаются плодами и семенами растений, но в отличие от снегирей глотают плоды целиком (помогают лес сеять).
Дятел – питается насекомыми и их личинками. Своим острым и крепким долотообразным клювом он долбит кору и вытаскивает из-под нее своим длинным, гибким и липким языком насекомых, которые там спрятались.
Синичка – своим маленьким крепким клювом обшаривает каждую трещинку в коре и вытаскивает оттуда запрятавшихся насекомых, их личинки и яйца. Любит семечки, несоленое сало и мясо.
Воробей – зернышки и крошки. У него тонкий, твердый, похожий на очищенный карандаш, клюв.
- Молодцы. Ваши птицы голодными не остались, Ребята, а вы знаете, что есть птицы, которые выводят птенцов зимой. Это клесты. Кругом снег и мороз, а в гнезде малыши. Стужа им не страшна, потому что они сыты, ведь клесты питаются в основном семенами шишек.
- Но вот птенец выпал из гнезда (психогимнастика «Спаси птенца»):
Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам.
- Садитесь на стульчики.
(Сюрпризный момент – приход Незнайки).
- Незнайка попросил рассказать ему про птиц, чтобы он смог различить их и рассказать о них своим друзьям. Поможем Незнайке? А чтобы мы ни о чем не забыли, нам помогут вот эти модели (выставляю графические модели).
- Напоминаю, сначала надо назвать птицу, поставим карточку без изображения, так как вы сами выберете, о какой птице рассказывать (модель 1). Затем расскажите, что это за птица, какое у нее оперение, лапки, какой клюв, а чтобы не забыть об этом, поставим эту модель (модель 2 - перо, головка с клювом, лапки). Следующая модель поможет вам рассказать, чем птица питается, почему (модель 3 – клюв-приспособление, тарелка, ложка). После этого расскажите, где живет птица. Поставим эту модель (модель 4 - домик). И последнее – о том, как человек относится к птицам. (модель 5 - человек).
- Итак, кто хочет рассказать?
(Рассказы детей)
1. Это синичка. Очень подвижная птичка, величиной с воробья.
1.1. У нее черная голова с белыми щеками, черное горло, от которого по желтому брюшку идет черная полоса, крылья у синиц короткие, поэтому летают они неуклюже, далеко лететь не могут. Но зато с такими крыльям и легко порхать среди веток деревьев.
1.2. Лапки у синиц сильные с острыми и круто загнутыми коготками аи крепких пальцах, хорошо приспособлены к цеплянию за ветки. У нее 4 пальца: 3 вперед и 1 назад. По земле передвигаются неловко из-за круто загнутых когтей.
1.3. Клюв у синички маленький, крепкий, остренький, сплюснутый с боков. Поэтому им легко доставать из-под коры деревьев насекомых, их яйца и личинки. Своим клювом синицы и семена хвойных деревьев достают, и плоды расклевывают. Любят несоленое с ало и мясо. Синицы в день могут съесть столько корма, сколько весят сами. Такая прожорливость для леса – большая польза, потому что все насекомые, которых уничтожают синицы – вредители леса. В зимнее время перебираются ближе к жилью человека: туда, где больше корма.
1.4. Живут синицы везде, главное, чтобы было место для жилья: дупло или любое подобное укрытие, даже почтовый ящик.
1.5. Люди подкармливают птиц в зимнее время.
2. Это снегирь. Он чуть крупнее воробья.
2.1. У самца на спинке оперение голубовато-серое, а на груди – красное. У самочки грудка коричневая. У всех снегирей на голове черная шапочка. Крылья и хвост черные. Свое название получили за то, что появляются у нас с первым снегом.
2.2. Лапки у снегиря толстые, сильные. На них 4 пальца с изогнутыми когтями, 3
пальца вперед, 1 назад, чтобы удобнее было цепляться за ветки. По земле скачет
короткими прыжками, а в воздухе полет красивый, волнообразный.
2.3. Клюв крепкий, короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Таким клювом удобно скусывать почки и семена ольхи, ясеня, клена. Липы, конского щавеля, репейника, лебеды. У них клюв приспособлен к добыванию семян. Очень любят зерна рябины.
2.4 Свое гнездо в основном строят в хвойных лесах из сосновых, еловых и березовых прутиков и выстилают внутри оленьим и конским волосом. Гнездо, как правило, в гуще хвои.
2.5. Люди любуются красотой снегирей, сажают и берегут леса.
3. Это дятел
3.1 У него пест рое оперение. На затылке у самца красная полоска (у самок их нет). Задняя часть брюха и нижние перья хвоста – красные, остальное оперение – сочетание белого о черного цветов. Брюшко белое. Хвост – заостренный из крепких пружинистых перьев. Он служит опорой при лазанье.
3.2. Лапки у дятла короткие и сильные, два пальца направлены вперед и два назад. На пальцах – цепкие когти. Он очень редко опускается на землю, большую часть жизни проводит на деревьях, по которым хорошо лазает.
3.3 Клюв дятла острый, крепкий, долотообразный, черного цвета. Его клюв - отличный инструмент для того, чтобы долбить кору деревьев и даже более прочную древесину. Выдолбив в коре щель, дятел просовывает в ее язык, он длинный и гибкий, покрыт липкой слюной, а конец его усажен мелкими зубчиками, направленными назад. Таким языком удобно доставать из-под коры насекомых. Летом основная пища дятла – насекомые, в основном личинки разных жуков, короедов (вредителей леса). Дятел поедает их в огромном количестве, за это его называют лесным доктором. Если не будет в лесу дятлов, лес просто погибнет. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев.
3.4. Гнездо дятла устроено в дупле, которое самка и самец выдалбливают вместе.
3.5. Люди оберегают птиц, оберегают места их обитания – лес.
«Незнайка» благодарит детей за рассказы, прощается. Уходит.
- Ребята, мы с вами знаем, что птицы приносят пользу тем, что уничтожают вредителей леса. Помогают «лес сеять». А какую еще пользу приносят птицы?
- Как мы с вами узнаем о том, будет ли ветер, похолодание или потепление?
(Ответы)
- Мы слушаем прогноз погоды по радио и телевидению. Прогноз – это предсказание. Эти сведения дают нам синоптики. Кто знает, кто такие синоптики?
(Ответы)
- Это люди, которые определяют и дают прогноз погоды.
- А можно ли как-то по-другому узнать погоду? Оказывается, можно. Наблюдательный человек - настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных, растений и птиц. Сегодня у нас с вами разговор о птицах, поэтому и поговорим о приметах, связанных с птицами.
- Заметим, например, что после первого крика петуха «ку-ка-ре-ку» солнце всходит, утро начинается. Вот стали говорить, что петухи утро зовут. Так и складывались народные приметы. Ребята, а какие вы знаете приметы, связанные с поведением птиц?
(Называют)
- Сова кричит - на холод.
- Синичка с утра начинает пищать – жди мороза.
- Курица стоит на одной ноге –к стуже.
- Галки и вороны собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.
- Вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу.
- Вороны и галки садятся на нижние ветки – к ветру.
- Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
- Ворона зимой прячет нос под крыло – к морозу. Каркает зимой, сидя на вершине дерева - к метели.
- Снегирь зимой скрипит на снег – к вьюге.
- Вы знаете много примет, связанных с поведением птиц. Так как еще птицы помогают человеку?
(По поведению птиц человек узнает о предстоящей погоде)
- Вот сколько пользы приносят человеку птицы!
- Ребята, посмотрите, письмо какое-то. Давайте прочитаем его.
«Жалоба синиц и снегирей»
«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот…меню уж больно однообразное: пшено да хлебные крошки. Да и не всегда нам этот корм достается: то ветром его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут…»
- Как же мы с вами поможем зимующим птицам?
(Не будем забывать класть корм в птичьи столовые. Дома с родителями сделаем кормушки)
- Правильно, ребята. Каждый день мы с вами будем подкармливать птиц, насыпать корм в кормушку, и они нам за это будут благодарны.