Наталья Круглова
Занятие по экологии ’’Дикие животные’’
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: формирование представлений детей о диких животных родного края.
Задачи:
Обучающие:
1. Упражнять в умении называть животных, в правильном назывании жилища;
2. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;
3. Пополнить знания детей об окружающем мире;
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к диким животным в лесу;
Публикация «Занятие по экологии ’’Дикие животные’’» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Расширять кругозор, развивать память, мышление, внимание, восприятие, речь;
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, доброту, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность;
2. Прививать любовь и бережное отношение к лесу и диким животным.
Вид занятия: Занятие – путешествие.
Тип занятия: Тематическое.
Предварительная работа:
Беседы о диких животных, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, описание животных по мнемотаблице, заучивание стихотворений, знакомство с правилами поведения в лесу.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Материалы: карта, мнемотаблица,: презентация «правила поведения в лесу», презентации «изображение леса – половина зима, половина весна», диких животных).
Оборудование: компьютер, презентация, пение птиц в весеннем лесу, обручи, красный, зеленый.
Структура НОД:
1. Вводная часть: 1 минута.
- приветствие детей;
- отгадывание загадки;
2. Основная часть – 23 минуты.
- беседа о погодных явлениях весной;
- сюрпризный момент (видео послание от детей эскимосов)
- рассматривание карты;
- повторение правил поведения в лесу;
Путешествие по лесу:
- работа по мнемотаблице;
- экспериментирование с зайчиком;
- дидактические игры: «Отгадай, чем питается белка», «4-й лишний»;
- подвижная игра: «День, ночь»;
- пальчиковая игра: «Дикие животные»;
3. Заключительная часть – 3 минуты.
- видео послание от детей эскимосов;
- вопросы о занятии.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? (Ответы детей)
У меня сегодня очень хорошее настроение. Предлагаю взяться за руки сказать волшебные слова доброго утра:
Вправо, влево повернись и друг другу улыбнись.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поделимся с ними своим хорошим настроением, посмотрим на наших гостей и улыбнёмся им. Вот молодцы!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (весна)
Воспитатель: Правильно ребята, это весна.
Воспитатель: Назовите признаки весны. Слайд №2
Дети: Тает снег, появляются проталины, свисают сосульки, прилетают перелётные птицы, ярко светит солнце, появляются травка и первые цветы, на деревьях набухают почки и распускаются первые цветы, просыпаются медведи и насекомые.
(Неожиданно приходит СМС на почту) Слайд №3
Воспитатель: Кто-то неожиданно прислал нам сообщение прямо на занятие. Наверное, оно важное!
(Открывается электронное письмо.)
За кадром голос: Мы дети Крайнего Севера - эскимосы, и живем на Северном полюсе. Вокруг нас здесь льдины, снег и постоянно холодно. Мы отправляем вам карту с животными нашего Крайнего севера. И хотели бы у вас попросить помощи. Мы хотим узнать, как живут животные вашего края, чем питаются, как выглядят. Поможете нам? Слайд №4
Дети: да
Воспитатель: А где у нас живут дикие животные?
Дети: В лесу.
Воспитатель: У меня есть карта. С помощью нее мы сможем отыскать диких животных в лесу. И узнать, где они живут и чем питаются.
Воспитатель: Посмотрите, что на ней изображено?
Дети: Стрелки.
Воспитатель: Правильно. Возьмём с собой карту. Но перед тем как нам с вами отправиться в лес нужно вспомнить правила поведения: (выставляются картинки, дети отвечают) Слайд №7-14
- не ломать кусты и деревья;
- не кричать громко, не пугать зверей и птиц;
- не трогать их гнезда, не разорять жилища;
- не бросать мусор в лесу.
Воспитатель: Молодцы, а теперь можно отправляться в путь.
Воспитатель: Но сначала давайте посмотрим на карту, и решим, куда мы с вами отправимся (выбирают по стрелкам.)
Воспитатель: Кто может жить под кустом?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как заяц живет лесу и чем питается. А чтобы вам было легче, мы воспользуемся схемой (работа по мнемотаблице)
Слайд №15
Дети: Это заяц, он маленький, тело покрыто шерстью, питается корой деревьев, веточками, травой, травоядное животное, у него длинные уши, короткий хвост, 4 лапы, зимой белый, летом серый.
Воспитатель: А вы знаете, для чего они меняют шубку?
Дети: Чтобы его не было видно на снегу.
Воспитатель: А хотите, проверим, так ли это? (проводим эксперимент: на картинке изображение леса – половина зима, половина весна, 2 зайчика серый и белый, передвигаем зайчиков и наблюдаем, какого, где видно) Слайд 16-17
Воспитатель: Молодцы, ребята! Подойдите к столу найдите зайца. Чем она питается, наклеивают)
Дети: Под кустик (наклеиваем на карту)
Воспитатель: Ребята, смотрим дальше на карту и определяемся, куда мы пойдем сейчас.
Дети: К дереву с дуплом (звучит музыка, дети подходят к дереву)
Воспитатель: Ребята, а кто живет в дупле?
Дети: Белка.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о белочке? (работа по мнемотаблице) Слайд №15
Дети: У белки большой пушистый хвост, на ушках пушистые кисточки. Так же как и зайчики, они зимой меняют шубку с рыжей, на серую.
Воспитатель: Белочка приготовила для вас задание. Она хочет проверить, знаете ли вы, чем она питается? Игра «Чем питается белка? Слайд №18-20
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились (подходят к столу, находят белочку).
Воспитатель: А куда мы наклеим белочку? Чем она питается?
Дети: На дерево, в дупло (наклеивают)
Воспитатель: Давайте определим, куда мы пойдем дальше.
Дети: К норе (звучит музыка, подходим к норе)
Воспитатель: Скажите, кто живет в норе?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Ребята расскажите о лисе, используя схему (работа по мнемотаблице) Слайд №15
Дети: Шерсть у лисы рыжего цвета, хвост длинный и пушистый. Лиса есть жуков мышей, ягоды, разоряет гнезда птиц. У лисы очень тонкий слух и нюх.
Воспитатель: Лисичка предлагает вам с ней поиграть. Игра «День и ночь». Для этого вам надо одеть маски зверей (дети одевают маски зверей, когда дается команда «День» все животные гуляют, а на команду «Ночь» бегут в домики, травоядные - в зеленый обруч, хищники - в красный).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли?
Дети: Да (подходят к столу, находят лису, чем она питается, наклеивают)
Воспитатель: Посмотрите на карту, куда еще ведут тропинки? Кто здесь может жить?
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно ребята, это волк. А как называется жилище волка?
Дети: Логово.
Воспитатель: Слово «логово» происходит от слова «лежать». Значит, это место, где волчья стая лежит. Оно может находиться среди высохших кочек замерзшего болота, заросшего ольшаником.
(включается музыка, дети направляются к волку)
Воспитатель: Волк для вас приготовил игру, которая называется «4-й лишний». Слайд 21-25
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы распределили животных?
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились (подходят к столу, находят волка, чем он питается, наклеивают)
Воспитатель: Посмотрите, ребята у всех ли мы диких животных побывали в гостях?
Дети: Нет.
Воспитатель: А кого мы с вами не встретили в лесу?
Дети: Медведя и ежа.
Воспитатель: Почему?
Дети: Хоть и наступила весна, но в лесу очень много снега. Поэтому медведь и ёж еще спят.
Воспитатель: Давайте найдем на карте места, где находятся эти животные. Медведь где спит?
Дети: В берлоге (находят медведя наклеивают)
Воспитатель: Где спит ежик?
Дети: Прячется в норах, в кустарных зарослях или в куче веток.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша карта готова! Давайте вспомним всех животных, у которых мы побывали в гостях.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Вот и вернулись мы с вами в детский сад. Нам нужно отправить детям –эскимосам карту, которая у нас с вами получилась. С помощью этой карты дети узнает о животных нашего края, где живут и чем питаются Слайд №27
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- О каких животных мы сегодня рассказывали?
- А что вам сегодня понравилось?
(На экране появляется радостные дети эскимосы.)
Эскимосы: Спасибо ребята за карту, очень все понравилось, и мы для вас приготовили сюрприз. А найти его можете по картинке, на которой изображено животное. Слайд 27