Валентина Золотарева
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром. Ч. 1
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Эртильский детский сад №3»
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ»
Автор: Золотарева
Валентина Ивановна
Воспитатель
Эртиль
2020г.
Содержание.
1. Введение.
2. I. Понятие об экологии.
3. II. Цели и задачи работы.
II.1. Методы и приёмы диагностики.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром, Ч, 1» размещена в разделах
II.2. Результаты диагностического обследования.
4. III. Экопроекты в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.
5. IY. Связь методических приёмов используемых в экопроектах.
6. Y. Детское словотворчество в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.
7. Заключение.
8. Литература.
9. Приложение.
Введение.
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Как показывают исследования российских ученых (Л. М. Маневцовой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, А. В. Запорожца, И. А. Рыпсовой и др., рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения.
Это позволяет наилучшим образом раскрыть внутренний потенциал ребенка, научить его тонко чувствовать окружающий мир, расположить детей к восприятию и осознанию духовно-нравственных и эстетических ценностей человечества.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и взаимодействия с растениями и животными.
В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.
Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования.
Объектом исследования является экологическое воспитание детей через ознакомление с растительным миром.
Предметом исследования является экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей старшего возраста к растительному миру.
Основные задачи:
1. Воспитание любви к растительному миру через непосредственное общение с ним, восприятие его красоты и многообразия,
2. Формирование знаний о растительном мире,
3. Формирование у детей системы элементарных научных экологических знаний о растительном мире, его многообразии.
I. Понятие об экологии.
Проблемой экологического воспитания занимались известные представители дошкольной педагогики (Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, А. В. Запорожец, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова).
Экология – это наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром. Это слово образовалось из двух греческих слов: «Экос» - значит дом, а «Логос» - наука. Впервые термин «экология» был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой» : «под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической». Вот и получается, что экология это наука о нашем общем доме – Земле.
Экология, как наука появилась еще в конце XIX века. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду приемлемой для существования.
«Экологическое воспитание – это «воспитание и образование (обучение) нашим общим Домом – Природой, а еще лучше – в Природе, - пишет В. Алексеев. – Сначала (и прежде всего) Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом – ее проблемами, ее бедами».
Не то, что мните вы, - природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Природа – это то, что ближе и доступнее пониманию маленького человека. Она учит его быть мудрым и терпеливым, понимать, что человек – дитя Природы, а не хозяин, что лишь технический прогресс позволил ему приподняться над ней, забыть о принципе «не навреди».
Исходя из этих принципов миропонимания основными задачами экологического образования являются:
Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
Формирование знаний о природе;
Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 58 Конституции Российской федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Таким образом, каждый гражданин России, независимо от его социального положения, обладает конституционным правом на благоприятную окружающую среду и обязан бережно относиться к природным богатствам страны, которые являются основой жизнедеятельности человека и фактором устойчивого развития.
Обязанностью каждого гражданина является соблюдение экологического законодательства Российской Федерации, повышение своей экологической культуры и содействие экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Уже в детстве родители должны помочь ребенку осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям. Ведущим методом экологического воспитания детей в семье должен быть личный пример родителей.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования граждан, включающую дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Таким образом, создаются условия для реализации непрерывного экологического образования, которое по замыслу законодателя, должно изменить экологическое мировоззрение детей и взрослых, помочь сформировать их экологическую культуру.
Система дошкольного образования - начальное звено непрерывного экологического образования личности.
II. Цель и задачи моей работы.
Целью моей работы является формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей старшего возраста к растительному миру.
На основании данной цели мною определены следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме моей работы
2. Проведение диагностики детей
3. Реализация экологических проектов в работе.
II.1. Методы и приёмы диагностики.
Для достижения основной цели / мною была разработана и адаптирована методика исследования на основе теоретических и методических положений изложенных в программе «Детство»/ было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилась на основе коммуникативного подхода к детям.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
Диагностика проводилось по следующим направлениям:
1. Отношение к растительному миру
2. Знания и представления о растительном мире
3. Поведение в природе
4. Выражение эмпатического отношения к природе через творчество.
Для анализа полученных данных использовала таблицу. Знания детей оценивались по уровням.
Высокий уровень (3 балла).
1. Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность, желание общаться с природой, природными явлениями. Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.
2. Знания носят обобщённый, системный характер: ребёнок не только называет растение, но и даёт характеристику существенных признаков живого, растений, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие растений зависит от удовлетворения их потребностей; владеет информацией о способах избегания растениями неблагоприятных условий, особенностях их взаимодействия с человеком.
3. Имеет навыки экологически безопасного поведения, может
прогнозировать некоторые последствия своих действий по
отношению к окружающей среде, пытается ограничить свои желания
и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде. 4. Умеет выразить своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку.
Средний уровень (2 балла).
1. Проявляет незначительный познавательный интерес к объектам природы, желание общаться с природой, природными явлениями зависит от настроения ребёнка. Понимает, но не обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.
2. Имеется определённый объём знаний о потребностях и образе жизни растений; делаются попытки объяснить их признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяя в них существенное, используя подсказку воспитателя.
3. Имеет не достаточно навыков экологически безопасного поведения, затрудняется в прогнозировании некоторых последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Пытается выразить своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку.
Низкий уровень (1 балл).
1. Не проявляет познавательный интерес к объектам природы, у ребёнка нет желания общаться с природой, природными явлениями. Не обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.
2. Ребёнок имеет небольшие по объёму, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ, перечисляя отдельные признаки растений, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
3. Не имеет навыков экологически безопасного поведения, затрудняется в прогнозировании некоторых последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Выражает своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку с помощью взрослого.
Таблица
Диагностика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Имя, фамилия ребёнка Отношение к растительному миру
Знания и представления о растительном мире Поведение в природе
Выражение отношения к природе через творчество
Итог
1 2 3 4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
II.2. Результаты диагностического обследования.
В ходе проведённого обследования в сентябре месяце /начале учебного года/ детей старшего возраста мною были получены следующие результаты:
1. Сформированность экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром составляет 53,2 % / 115 баллов/
2. Лучше всего сформировано у детей поведение в природе 59,2% /32 балла/
3. Особого внимания требует формирование отношения к природе 48,1% /26 баллов/
4. Знания и представления о растительном мире составило 51,8% /28 баллов/
5. Выражение отношения к природе через творчество 53,7% /29 баллов/
При проведении промежуточного исследования в середине учебного года наблюдается положительная динамика:
1. Сформированность экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром составляет 68,9 % / 149 баллов/.
2. Лучше всего сформировано у детей поведение в природе 70,4% /38 баллов/, а так же отношение к природе через творчество 70,4% /38 баллов/.
3. Знания и представления о растительном мире составило 68,5% /37 баллов/.
4. Отношение к растительному миру составило 66,7% /36 баллов/.
При проведении исследования в конце учебного года продолжает наблюдаться положительная динамика:
1. Сформированность экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром составляет 82,4 % / 178 баллов/.
2. Лучше всего сформировано у детей выражение отношения к природе через творчество 88,9% /48 баллов/.
3. Знания и представления о растительном мире составили 77,8% /42 балла/.
4. Отношение к растительному миру составило 79,6% /43 балла/.
5. Поведение в природе составило 83,3%/45 баллов/.
Этому способствовала проводимая мною работа по формированию экологической культуры через ознакомление с растительным миром детей старшего возраста.
III. Экопроекты в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.
При работе по формированию экологической культуры детей старшей группы учитываем, что интенсивное усвоение предлагаемого материала происходит при заинтересованности им детей и прохождении темы через различные виды деятельности детей : игру, экспериментирование, изодеятельность, общение и т. п. Поэтому в тематическом планировании уделяем место экопроектам.
I этап:
Подготовительный этап:
Подбор педагогической и детской литературы;
Подбор иллюстраций растений южных стран;
Подбор грамзаписей;
Изготовление по теме дидактических игр;
Продумать создание проблемных ситуаций:
Давай познакомимся,
От чего завял цветок,
Что растению не нравится,
Цветок зацвёл,
Как поливать растение зимой.
Комнатные растения :
1) Аммарилис
2) Аспарагус
3) Огонёк, Ванька мокрый, Бальзамин
4) Бегонии
5) Кливия
6) Крапива, колеус
7) Маранта
8) Папоротник, нефролепис
9) Шучий хвост, сансиеверия
10)Фиалка, симполия
11)Фикус
12)Хлорофитум
13)Толстянка
14)Кактусы
II этап:
Реализация проекта:
I блок
1. Наблюдение в уголке природы.
Цель: способствовать решению проблемной ситуации «Чем мы похожи друг на друга – давай знакомиться», познакомить детей с нашими зелёными друзьями – комнатными растениями, показать связь с неживой природой, воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
II блок
1. Познавательное занятие
«Нашим растениям нужна ваша помощь»
Цель: Знакомить детей с болезнями комнатных растений, вовлечь детей в деятельность по уходу за комнатными растениями, совершенствовать умение качественно выполнять трудовые действия, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы, воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.
«Наши друзья – зелёные растения»
Цель: продолжать формировать знания детей о том, что комнатные растения живые, продолжать учить находить сходство и различия между человеком и комнатными растениями, отмечать внешние признаки и потребности, выделять светолюбивые и тенелюбивые растения, влаголюбивые и растения, требующие умеренной поливки, воспитывать бережное отношение к растениям.
2. Занятие по развитию речи.
«В хороводе фиалок»
Цель: Познакомить с новым комнатным растением – фиалкой, закрепить знания названий известных детям комнатных растений, правила ухода за растениями, учить находить растения по описанию его частей, учить составлять описательные рассказы с опорой на схемы – модели, закрепить знания об оптимальных условиях для лучшего роста и развития, воспитывать бережное отношение к растениям.
«Весенний уход за комнатными растениями»
Цель: учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить, закреплять знания детей о комнатных растениях.
3. Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
«Цветок кактуса» М. Скребцова
«Загадки и отгадки»
«Стихи о комнатных растениях»
Цель: чтение художественной литературы о комнатных растениях, заучивание стихов о комнатных растениях с использованием эйдотехники, совершенствовать выразительность речи, способствовать отражению своего отношения к стихотворению.
4. Познавательные игры
«Растения нашей группы»
«Найди отгадку»
«Найди по описанию»
«Цветок примирения»
«Добрый ручеёк»
«Чего не стало?»
«Что не так?»
«Кому где хорошо?»
«Кто дружит с растениями?»
«Из каких частей состоит комнатное растение?»
Цель: уточнить, закрепить, расширить у детей представление о комнатных растениях, способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.
5. Словесные игры:
Цель: закрепление знаний о растениях :
• Закончи предложение: «Наше растение живое, оно умеет…»
• Опиши наше растение, какое оно? (зеленое, колючее, с цветками, пахнущее, высокое, низкое)
• «Я люблю это растение, потому что оно…» (красивое, приносит пользу, за ним можно ухаживать, это мой зеленый друг)
• «Я назову, а ты опиши» или «Узнай по описанию». (Учить ребенка строить предложения описательного характера, рассказывать о нем так, чтобы другие могли понять, что это за растение.)
III блок
1. Исследовательская деятельность.
«Строение растения» - закреплять опытным путем знания детей о частях растения : стебля, корня, листа, цветка.
«Растения без воды» - закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об условиях необходимых для роста растения.
«Что происходит с листьями на ярком свету» - обесцвечивание.
«Почему опадают листья» - мало воды, много воды.
«Почему растения вытягиваются» - мало света.
IY блок
1. Самостоятельная деятельность детей.
Рисование комнатных растений.
Составление коллажей.
Иллюстрации рассказов и стихов о комнатных растениях.
Этюды или игры на воображение «Я цветочек не простой, отгадай кто я такой?», «Жизнь цветка».
Придумывание рассказов о комнатных растениях.
Оригами цветов.
Прослушивание музыки о комнатных растениях.
III этап:
Заключительный:
1. Создание альбома «Комнатные растения - наши зелёные друзья».
2. Оформление выставки «Домашние любимцы на подоконнике».
3. Викторина
I этап:
Подготовительный этап:
Подобрать детскую и педагогическую литературу.
Подготовить иллюстративный материал, грамзаписи
Подготовить дидактические игры по теме
Изготовить мнемотаблицы
Продумать создание проблемных ситуаций:
Откуда появились цветочки - крошки
Зачем нужны цветы
Маленькие чудеса под снегом
Разноцветные чудеса на клумбе
Садовые цветы:
Роза
Маргаритка
Флокс
Ирис
Нарцисс
Тюльпан
Георгин
Крокус
Голубая незабудка
Гвоздика
Фиалка
Петуния
Ноготки
Астра
Космея
Бархатцы
Настурция
II этап:
Реализация проекта:
I блок. Открытие.
I.Экскурсия к цветнику.
Цель: 1. Способствовать решению проблемной ситуации «Откуда появились
цветочки – крошки?» «Маленькие чудеса под снегом».
2. Познакомить с многолетними цветами: маргаритками, крокусами.
3. Показать связь с неживой природой.
II. Наблюдение на прогулке, даче, в повседневной жизни.
II блок. Различные виды познавательной деятельности.
I. Познавательное занятие «Мы все такие разные»
а) Цель: расширить представление детей о цветах сада, учить созерцать природу,
накапливать эмоционально-чувственный опыт при непосредственном
общении с природой, учить составлять описательные рассказы.
б) Цель: рассматривать и сравнивать между собой семена различных цветочных
растений, определять семена по внешнему виду.
II. Занятие по развитию речи «Продлим жизнь растению цветника»
Цель: Пронаблюдать влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность
растений. Увидеть, что человек может реально помочь растению.
III. Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
IY. Загадывание загадок, чтение стихов о садовых растениях.
Y. Познавательные игры.
«Цветы нашего сада», «Найди отгадку», «Найди по описанию», «Что лишнее», «Что не так», лото «Наша клумба», «Что растет в родном саду», «Все живое», «Что где растет», «Кому, где хорошо», «Кто дружит с растениями».
Цель: Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о растениях сада. Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.
III блок. Исследовательская деятельность.
Рассматривание и сравнение между собой семян цветов.
Проращивание семян и наблюдение за развитием проростков
Высев семян в грунт, высаживание рассады
Осуществление плоскостной и объемной гербаризации
Правильный срез цветов для украшения групповой комнаты
Внешняя и внутренняя жизнь цветов
Семя – плод цветка
Рассматривание частей растения под микроскопом
Зарисовка результатов наблюдений.
Изготовление коллажей «Садовые цветы»
Коллективные работы «Садовые цветы»
IY блок. Самостоятельная деятельность детей.
Раскраска цветов сада
Рассматривание иллюстраций
Зарисовка цветов
Конструирование цветов
Аппликации цветов
Придумывание рассказов детьми о цветах
Прослушивание грамзаписей
Игры на воображение