ирина васильева
Занятие по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию экологических представлений в старшей группе.
Программное содержание:
1. Закрепить представления о том, что растения - живые, используя модели.
2. Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения - это деревья, кусты, травы.
3. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.
Публикация «Занятие по экологии в старшей группе» размещена в разделах
4. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
5. Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.
Предварительная работа:
Опыт: У детей баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.
Ход занятия:
Воспитатель. Вы любите путешествовать? Я приглашаю в путешествие в волшебную страну. Я уверена, что вы встретите там своих знакомых.
1. У любой страны есть свои символы- знаки отличия. В этой стране тоже есть (Модель «Живая природа»). Может, вы подскажите как название этой страны?
2. В стране много городов. (карта-лабиринт). Нужно распутать лабиринт и узнать в какой город мы попадем, если пройдем по дороге отмеченной зеленой стрелочкой.
3. Город «Растения». Кто здесь может жить? (Деревья, кусты, цветы, трава)
Кто-то уже может назвать знакомых жителей этого города?
игра с мячом «Я знаю дерево, я знаю цветок…»
Чем отличаются деревья и кустарники? Деревья и цветы?
Что у всех растений общее? (корень, стебель, лист)
4. Для чего растениям корень? Какой бывает корень? От чего это зависит? (составить модель)
А зачем нужен стебель?
Скажите, а почему у тюльпана стебель обычный, а у кактуса такой толстый?
Кто может прочитать модель зависимости строения стебля от условий жизни (модель)
5. Физкультминутка.
Игра на внимание «корень, стебель, лист». (корень-присесть, стебель- стоять прямо, лист- подпрыгнуть на месте)
6. Воспитатель предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на проведенный ранее опыт (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.
Ответы детей (мокро, холодно).
После высыхания воды дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку, отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.
Далее дети ставятся в проблемную ситуацию: чего нам хочется, когда жарко (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.
Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).
Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Воспитатель просит детей подумать:
- «Много ли воды у нас, в нашем климате?» Ответы детей (много).
- «Жарко ли у нас?» Ответы детей (нет).
- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»
Вместе составляем модель зависимости
7. Как вы думаете можно ли определить настроение растения? (по внешнему виду.) От чего зависит настроение и состояние растения?
Я предлагаю поиграть в игру пантомиму «Растение». (детям предлагается показать различное состояние растения)
Итог: Вспомнили о правилах ухода за растениями. Вы очень хорошо о них рассказывали, и я думаю, что они ответят вам взаимностью. Будут радовать вас своей красотой, и поднимать настроение нам.