Елена Саркисова
Занятие по экологии «Чудо под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому образованию детей средней группы с элементами детского экспериментирования
Тема: «Чудо под ногами»
Программное содержание :
Дать первичные представления о составе почвы.
Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага, жизнь.
Уточнить значение почвы для жизни растений и человека.
Расширять кругозор детей, вызывать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы к занятию : ёмкость с почвой, бумажная салфетка, стакан с водой, одноразовая чайная ложка (набор оборудования из расчёта на одного ребёнка, карточки –схемы.
Ход занятия
Орг. момент.
Д/и «Знаем, знаем»
(Дети на ковре встают кругом, при помощи считалки называют объекты живой и неживой природы.
Знаем, знаем, знаем
И расскажем все о ней
Начинай же поскорей!
Основная часть.
1. Воспитатель: Ребята, о каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая» :
«Есть на свете чудесная кладовая! Положишь в неё весной несколько зёрен пшеницы, а осенью целый мешок соберёшь. Горстка семян превращается в большую груду огурцов, помидор, редиса, моркови. И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.»
- Вы, должно быть, догадались, о каком этаже подземного царства я вам рассказала?
Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:
Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу (Земля)
- Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.
- Кто это?
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам? (Ответы детей).
Воспитатель: Это не простой крот, а ученый. Он принес с собой интересные задания.
- Как по-другому называется земля? (Почва).
2. Научная лаборатория
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в учёных, и объектом нашего изучения будет почва. Вы, узнаете, из чего она состоит, и какими свойствами обладает.
-Давайте пройдём в нашу научную лабораторию и займём места за своими столами.
3. Опыты с землей.
Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика (песок и почва) выберите из них тот, в котором находится почва. Как вы, догадались, что в этом стакане почва? (Она чёрного цвета и рыхлая)
Воспитатель: Вы правильно определили, где находится почва, а теперь уважаемые учёные приступим к её изучению.
Опыт № 1 «В почве есть воздух»
- Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.
- Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
(На фланелеграфе появляется соответствующая табличка)
Опыт № 2 «В почве есть вода»
- Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
-Ссыпьте почву обратно в посудку.
- Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
- Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)
- Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода)
(На фланелеграфе появляется соответствующая табличка)
№3 «В почве есть жизнь»
Воспитатель: - Скажите в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)
- Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.
(На фланелеграфе появляется соответствующая табличка)
Дид. игра «Кто лишний»
Определить, кто живет в наземном доме, а кто – подземном. Убрать лишние карточки – те, на которых нарисованы наземные обитатели.
№4 «Польза человеку»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб)
Воспитатель: Да. Благодаря почве, человек получает еду, может любоваться красивыми цвета
4.«Разложи экологическую дорожку". (Рост лука)
Воспитатель: А какой эксперимент мы проводили вместе, используя почву?
Дети: Посадили лук и наблюдали за его ростом.
Воспитатель: Давайте проведем игру «Разложи экологическую дорожку».
(Распределить схемы проращивания лука)
5. Вывод.
Воспитатель: Давайте ещё раз назовём все свойства почвы, которые мы узнали, проделывая с ней опыты, пользуясь схемами:
1. В почве есть воздух
2. В почве есть вода
3. Почва является домом для некоторых живых существ.
4. Почва важна для жизни человека и всего живого на земле.
(Дети выставляет схемы-карточки к каждому выводу).
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, почва бывает разной. Предлагаю вам, набрать почву в лесу, в саду, на городской клумбе и рассмотреть её содержимое под лупой, а потом рассказать нам о своём открытие, что вы там обнаружили.
А крот, познакомивший нас с удивительными свойствами почвы, угощает вас своими запасами – «конфетными червячками».