Елена Куркина
Занятие по экологии «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познавательное развитие:
1. Формировать заботливое отношение к своему организму через систему знаний о вредных факторах окружающей среды.
2. Уточнить знания детей о разнообразии вредных факторов окружающей среды.
3. Закрепить знания правил поведения людей в природе; названия редких, исчезающих видов животных и растений.
4. Сформировать навыки безвредной организации жизнедеятельности человека: здоровье человека зависит от «здоровья» планеты.
5. Способность развития элементов логического мышления: анализ, обобщение, квалификация.
Речевое развитие:
Публикация «Занятие по экологии „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
1. Упражнять в умении строить доказательную речь: установление причинно – следственных связей с помощью подчинительных союзов.
2. Активизация словаря: слуховой аппарат, очистительные сооружения, кислород, звуковой комфорт.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативная»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».
Подготовка воспитателя:
1. Изучила литературу по теме, написала конспект.
2. Изготовила модели; подобрала наглядный и демонстрационный материал.
Материал и пособия:
Музыкальный ряд:
Песня «Мы друзья природы».
сл. В. Степанов.
муз. С. Борренкова.
Литература:
1. Т. И. Бабаева. Программа развития и воспитания детей в д/с «Детство».
2. Э. Э. Барабанникова. «Экологическое образование и воспитание».
3. Е. А. Гринёва. «Экология для малышей».
4. С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
5. С. Н. Николаева. Программа экологического образования детей «Мы».
6. П. И. Тарасевич. «Экологические тропинки».
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Это газета. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая, хотя на ней ничего не написано. Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр газеты. Что здесь изображено?
Дети: Грустный человек.
Воспитатель: А почему он грустный? Сейчас мы послушаем рассказы корреспондентов, тогда может быть, поймём, почему он грустный. Начнём всё с этого голубого поля. Но сначала догадайтесь, о чём идёт речь.
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем».
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Речь пойдёт о воздухе.
1 корреспондент: Я буду говорить вот об этом голубом небе. Всё живое дышит воздухом и он должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает.
Воспитатель: От чего загрязняется воздух?
Дети: От дыма заводов и фабрик, машин, пыли.
1 корреспондент: А знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.
Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы их стало меньше?
Дети: Проветривать комнаты, делать влажную уборку.
Воспитатель: А что нужно сделать для охраны воздуха от загрязнения?
Дети: Устанавливать очистительные сооружения, сажать много деревьев, растений, беречь их.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно объяснили, как охранять воздух от загрязнения, как уничтожить микробов. Небо стало чистое, голубое. Я думаю, если очистить все поля – наш человечек будет улыбаться.
Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения.
Дети, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые песни.
Вот в одной песне девочка поё т:
«Непременно каждым утром
Я включаю телевизор
И, конечно, радио
И ещё магнитофон».
Весело? А почему же соседи говорят ей:
«Ты же дома не одна
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?»
Дети: Громкая музыка мешает людям.
Воспитатель: Правильно. Давайте послушаем следующего корреспондента.
2 корреспондент: Шум является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолёты дают сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.
Воспитатель: Некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть на ухо своему приятелю. Это очень опасно. Почему?
Дети: Сильный звук может разрушить слуховой аппарат.
Воспитатель: Верно. Вот на этом белом поле много стрелок и спиралей – это звуки вокруг нас. Одни стрелки – громкие, шумные. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. А что мы можем сделать, чтобы дома и в детском саду был звуковой комфорт?
Дети: Не включать громко музыку, не кричать.
Воспитатель: Молодцы! С белого поля мы уберём стрелки и оставим красивые волны. Ну вот, уже два поля чистые, давайте немного отдохнём и будем читать газету дальше.
Физкультминутка.
«Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер роняет росу.
В стороны руки и помахали – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылышки сложат назад».
Итак, читаем дальше. Синяя страничка. Отгадаем загадку:
«Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу!»
Что это?
Дети: Вода!
Воспитатель: Конечно, это вода!
«Не умыться, не напиться
без воды,
Листику не распуститься
без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!»
Эта страничка о воде. Послушаем корреспондента.
3 корреспондент: Жизнь человека невозможна без воды. Больше всего воды в океане. Ещё вода находится в морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода из облака, это – вода.
Воспитатель: А из вас кто-нибудь знает загадки о явлениях природы, которые связаны с водой.
Дети:
«Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь –
Так прятаться начнут».
(дождь)
«Толстая улитка
Чёрная накидка
По небу плывёт
Воду везёт».
(туча)
«Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман
Синий …
(туман)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте дальше слушать рассказ корреспондента.
3 корреспондент: Для растений и животных не всякая вода годится. Чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Хотя большая часть территории нашей планеты покрыта водой, пресной воды на ней немного. Её нужно беречь.
Воспитатель: Дети, а как это сделать?
Дети: Экономно расходовать, беречь воду от загрязнения, не выбрасывать мусор в реки, ручьи.
Воспитатель: Верно. Посмотрите на синее поле – на нём пятна загрязнения. Сейчас мы их уберём, и поле станет красивое, чистое.
И последняя страничка – зелёная. Зелёная страничка – страничка живая. Как вы думаете, почему она зелёная?
Дети: Она рассказывает о растениях.
Воспитатель: Слушаем корреспондента.
4 корреспондент: Основу живой природы составляют растения. Они дают пищу, лекарства, одежду, кислород всем живым существам. Только не всегда человек относится к природе, как к другу.
«Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда могут защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Где мы можем узнать о них?
Дети: В Красной книге.
Воспитатель: Правильно, с некоторыми видами растений и животных вы уже знакомы. Давайте вспомним. Девочки называют растения, а мальчики – животных.
Дети: Сосна, ландыш, медведи, тигры.
Воспитатель: Хорошо. Посмотрите на поле. На нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать их, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте вспомним, какие правила поведения в природе мы знаем.
Дети: 1. Не рвать цветы.
2. Не ломать деревья.
3. Не собирать берёзовый сок.
4. Не разорять птичьи гнёзда.
5. Не разорять муравейники.
6. Не ловить бабочек.
Воспитатель: Молодцы! Убираем чёрные круги, посмотрите, какие красивые яркие растения оказались под ними. А под чёрными квадратами оказались животные, которые собственно пострадали от человека.
Какое красивое зелёное поле!
Конечно, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы сможем сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.
Дети:
«Чтоб могли леса цвести
И сады и реки
Всё живое береги
И на этом свете.
Ты природу полюби
Каждую травинку,
С птицами дружи
Береги пылинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу, на полянке
Реки ты не засоряй
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа
Бабочек не трогай
Только помни ты всегда –
Их не так уж много».
Воспитатель: Посмотрите, человечек улыбается – ему хорошо, хорошо в чистом мире. Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: дети – друзья, защитники природы.
В конце нашего занятия давайте споём песню «Мы друзья природы».