Елена Шуршина
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Закрепить понятия «парные - непарные» согласные.
• Закрепить знания о согласных звуках [ш], [ж], [ц], о буквах которые они обозначают.
• Познакомить с понятием «шипящие» звуки.
• Развивать умение давать характеристику звукам.
• Отработать навыки слогоделения, постановки ударения.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
Публикация «Занятие по теме „Согласные шипящие звуки, Буквы „Ш“, „Ж“, „Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Картинки с изображением различных предметов.
• Муляж жука.
• Иллюстрация с изображением снегирей.
• Магнитная доска, магниты, мел.
• Дидактический материал: тетрадь «Обучение грамоте (часть 2)»
• Простые и цветные карандаши, ластики.
Методы и приёмы.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
1. Аспект восприятия и передачи информации:
• словесные: беседа, рассказ
• наглядные: демонстрация, иллюстрация
• практические: упражнения
2. Аспект мышления:
• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.
3. Аспект управления:
• работа под руководством педагога
• самостоятельная работа: творческая работа
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
• интереса к учению: творческие задания, загадки,
• долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля
• устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
• практический: проверка умений и навыков
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
• метод личного примера
• убеждения: инструктаж
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте мальчики и девочки! Ну, что ж, начнем наше занятие! А начнем мы его с маленького экзамена. Первый вопрос: что такое звук, и что такое буква?
Ответы детей.
Педагог: Верно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Следующий вопрос. Скажите мне, что вы знаете, про звуки?
Ответы детей.
Педагог: На какие делятся согласные звуки?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Согласных больше, чем гласных, согласные нельзя пропеть, произносятся они с шумом и голосом. Например, «з-з-з», «д-д-д», «р-р-р» Или только с шумом, например, «с-с-с», «т-т-т». Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. А сейчас поиграем в игру «Угадай звук».
Фронтальный опрос.
Каждому ребёнку педагог предлагает картинку, ребенок определяет с какого звука начинается слово и дает характеристику звуку.
Педагог: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, выполнить зарядку.
Физминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
II. Основная часть.
Педагог: Ребята, вы уже знаете о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары. Давайте вспомним, какие согласные образуют пары? Посмотрите на доску.
На доске написаны буквы Б-П, З-С, Д-Т, Г-К.
Педагог: Это парные согласные : П, С, Т, К- глухие. Б, З, Д, Г – звонкие. Некоторые согласные не имеют пары по звонкости - глухости. Это непарные звонкие согласные : «Л», «ЛЬ», «М», «МЬ», «Н», «НЬ», «»Р», «РЬ», «Й». Непарные глухие согласные : «Х», «ХЬ», «Ц», «Ч», «Щ». Твердые и мягкие согласные тоже образуют пары : например, «С» - «СЬ», «Д» - «ДЬ». А давайте поиграем в игру «Твердый - мягкий». Я буду называть вам твердый звук, а вы в ответ парный мягкий согласный.
Фронтальный опрос.
Каждому ребенку педагог называет твердый согласный звук, ребенок в ответ парный мягкий согласный звук.
Педагог: Ребята, в русском языке есть согласные, которые всегда остаются твердыми. Попробуйте догадаться о каких твердых согласных мы сегодня будем говорить, и так ….
У зверей сегодня праздник
Каждый очень - очень рад
Разрешили всем в подряд.
«К» и «У» взяла кукушка,
Лягушонок взял «ква-ква».
«П» и «И» схватил мышонок,
«У» взяла себе сова.
«Р» и «Гав» взяла собака
И налаялась сполна.
Буква «Ш» змее досталась
И на всех шипит она.
Но при этом очень злится,
Что ей звонко не шипится.
«Ш-Ш-Ш-Ш».
Ответы детей.
Педагог: Правильно, это звук [ш]. Вслушайтесь в слова: шуба, шапка, шарф, штаны. В начале каждого слова отчетливо слышится звук [ш]. Кто готов дать характеристику этому звуку? Гласный он или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
Ответы детей.
Педагог: Напомню вам, звук [ш] живет в букве «Ша».
Педагог на доске пишет букву.
Посмотри на букву «Ша» -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать «Е» и «Ё»!
Педагог: Вы, наверное, устали?
Физминутка:
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Выполнение движений вслед за педагогом.
Педагог: Ой, ребята к нам в гости заглянул усатый жук.
Педагог показывает муляж жука.
Педагог: Покружил и запел свою любимую песенку.
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Вы, конечно, догадались, что жук прилетел к нам неспроста. Его название начинается со звука [ж]. Кто расскажет нам про звук [ж]?
Ответы детей.
Педагог: Звук [ж] – согласный, звонкий. У него есть парный глухой звук [ш]. А вот парного по мягкости-твёрдости нет, звук [ж] – всегда твёрдый. Звук [ж] обозначается на письме буквой «ж».
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Буква «Ж» может встречаться в начале слова (жук, жираф, живот). В середине (пожалуйста, пожар, в конце слова (гараж, корж). Когда буква «ж» стоит в конце слова, происходит оглушение, и на конце мы слышим глухой звук [ш]. На конце слова буква «ж» обозначает глухой звук [ш]. «Ж» и «Ш» парные согласные.
Звуки «Ш», «Ж» называют шипящими звуками. Произнеси звуки [ш], [ж] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Ответы детей.
Педагог: А сейчас предлагаю вам снова немного отдохнуть.
Физминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Педагог: Молодцы, а теперь продолжаем наше занятие! Ребята, я хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Как красива наша природа. Зима – волшебница одела деревья и кусты в белоснежные наряды. Сегодня я увидела снегирей, которые лакомились ягодами рябины возле моего дома, и я решила их сфотографировать.
Педагог показывает иллюстрацию с изображением снегирей.
Педагог: А каких птиц вы видели?
Ответы детей.
Педагог: Вы назвали много разных птиц. А теперь посмотрите на доску, я написала названия птиц. Кто готов прочитать эти слова? (Ответы детей)
На доске педагогом написаны слова скворе., сини. а, …апля- пропущена буква «Ц».
Педагог: Какая буква пропущена в этих словах?
Ответы детей.
Педагог: Какой звук обозначает эта буква?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, звук [ц]. Дайте характеристику этому звуку.
Ответы детей.
Педагог: Звук [ц] - согласный, твёрдый, глухой. Ребята, а можно ли этот звук сказать мягко?
Ответы детей.
Педагог: А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару?
Ответы детей.
Педагог: И так, звук [ц] – это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
Работа в тетради.
Педагог: Мы с вами поговорили о буквах, о звуках, а теперь время поработать в тетрадях «Обучение грамоте». Откройте, пожалуйста, тетради на странице 14. Художник нарисовал несколько картинок, а так же написал названия картинок. Наша задача внимательно посмотреть на каждую картинку, прочитать название под каждой картинкой. Разделить написанные слова на слоги и расставить ударение в каждом слове. Давайте посмотрим на первую картинку. На ней нарисована часть машины – это колесо. Никита, сколько слогов в этом слове?
Педагог: Ребята, давайте проверим, правильно ли ответил Никита, мы все дружно прохлопаем слово «колесо».
Дети вместе с педагогом прохлопывают слово по слогам.
Педагог: Замечательно! В этом слове действительно три слога. Первый слог в этом слове «ко», второй – «ле», третий – «со». Каждый слог в слове мы отделяем чертой, посмотрите, как это сделал художник в вашей тетрадке.
Педагог: Молодец, Никита! А теперь произнеси слово «колесо» так, чтобы мы услышали ударную гласную в этом слове, ты должен произнести её сильнее, протяжнее голосом.
Педагог: Умница! И так, ударная гласная в твоем слове «О». Над ней мы поставим черточку, посмотрите, как это сделал художник. Ну, а теперь, нам предстоит поработать со словами «арбуз», «рыба», «корова», «газета», «телефон», «гитара», «береза».
Педагог на доске записывает слова. К доске по одному выходят дети, делят слова на слоги (прохлопывают слово по слогам) и обозначают ударную гласную (перед этим проговаривая слово и выделяя голосом ударную гласную).
Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, вспомнили буквы «Ш», «Ж», «Ц», поговорили о том, какие звуки обозначают эти буквы, говорили о словах, в которых прячутся наши буквы, и еще раз поупражнялись в делении слов на слоги и определении ударных гласных. Вы здорово потрудились! Наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!
Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.