Анна Лазерко
Конспект занятия «Почему идет дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по теме : «Почему идет дождь»
Цели:
1. Сформировать представления о происхождении дождя, о необходимости воды для жителей Земли. Понятия: водоем, пар, испарение.
2. Развивать познавательный интерес в результате экспериментальной деятельности.
3. Развивать навык чтения, учить сопоставлять слово с его простейшей схемой (по количеству букв).
4. Развивать глазомер.
5. Развивать фонематический слух (умение выбирать слова на определенную букву)
6. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение детей друг к другу.
Публикация «Конспект занятия „Почему идет дождь“» размещена в разделах
Материалы: картинки с растениями (ель, яблоня, абрикос, апельсин, фасоль, пшеница и т. д., цветы из бумаги, емкости с водой, разовые стаканчики с отметками посередине, игрушки :рыба, лесные жители (любые, дерево без листьев, листья, слова и их «домики» - схемы, трехлитровая банка с теплой водой, стекло, лед, распечатки задания.
1) Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
2) Повторение: педагог показывает картинки с растениями и задает вопросы
-где находятся семена ели? – в шишке
- где находятся семена яблони? – внутри яблока
- какие семена у пшеницы? – зерна
- какие семена у фасоли? – фасолины
-какие семена у абрикоса? – косточки
-где находятся семена у апельсина? И т. д.
3) Ребята, вы любите, когда идет дождь? Нет? Давайте представим, что здесь вдруг совершилось чудо, и теперь у нас всегда будет лето, солнце, жара. Никогда не будет туч на небе, дождь никому не испортит настроение…
А мы с вами пройдемся и посмотрим, как все растения и животные радуются этим изменениям.
Педагог подводит детей к столу, на котором лежат цветы из бумаги по количеству детей (у них по 4 лепестка, каждый лепесток завернут внутрь, к серединке.) – Ребята, что случилось с цветами? – они завяли. Почему? – потому, что им не хватает воды. Солнце высушило землю. – Как мы можем помочь цветочкам? – с помощью воды.
Педагог наливает в одноразовую тарелку воды, дети осторожно кладут цветы на воду, наблюдают за цветами: лепестки раскрываются.
4) Подходим к дереву на магнитной доске или фланелеграфе, на нем ни одного листочка. Педагог спрашивает, почему. Предлагает нарисовать солнышко, может оно своим жаром сможет помочь дереву. Рисуют, лучами доходят до дерева, но ничего не происходит. Что делать? – дети предлагают полить его. Откуда можно взять воду? – дети читают слова и распределяют их по «домикам», сколько букв в слове, столько клеток в прямоугольнике.
Р Е К А
Педагог заранее подготавливает слова с соответствующими «домиками» :
РЕКА, ЛУЖА, РУЧЕЙ, ТУЧА, ОЗЕРО, КРАН, РОДНИК, ПРУД
За выполненное задание педагог дает листок, который ребенок крепит на дерево.
5) Физминутка «Дождик»
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли (Руки полукругом над головой)
6) Дети подходят к емкости, на дне которой лежат камни и рыбка.
Ребята, где живут рыбы? – в воде. Но здесь нет воды и рыбке очень плохо. Что будем делать? – нальем воды. Чтобы наше озеро не вышло из берегов и не пролилось, нужно наливать в стаканчики воду не больше, чем отмечено чертой (примерно половина стакана). Дети наливают, проверяют, совпадает ли уровень воды в стакане с чертой, и выливают в «озеро». Мы спасли рыбу. Посмотрите, и другие животные пришли к озеру - на водопой. Как вы думаете, хорошо ли растениям и животным, когда им не хватает воды?
Как вы считаете, почему вода в озере совсем высохла? – из-за солнца. Как пополняется в природе вода в реках и озерах? –с помощью дождей.
7) Давайте проведем опыт и узнаем, откуда появляется дождь.
Педагог наливает в трехлитровую банку теплой воды, примерно половину. Пар от нее идти не должен - лучше, чтобы капли собирались постепенно, так нагляднее. Сверху нужно закрыть банку стеклом, а на него положить лед - чтобы влага конденсировалась быстрее. Буквально тут же можно увидеть, как внутри банки собирается туман, и ее стенки запотевают - в банке получилось настоящее облако. Небольшие капельки воды, осевшие на крышке, превращаются в большущие капли, которые капают назад в воду. Идет дождь. Комментарии педагога:
– Представьте, что вода в банке - это любой водоем. Водоем – это скопление воды (река, море, озеро. Какие еще бывают водоемы? Когда греет солнце, маленькие капельки воды в виде пара поднимаются вверх – вода испаряется. Испаряется – значит превращется в пар и поднимается вверх, на небо. Они –мельчайшие капли – собираются рядом и образуют облако. Этот туман и есть облако. Высоко в небе холодно, и когда туман поднимается высоко, маленькие капли быстро соединяются друг с другом, как в нашей банке, становятся большими и тяжелыми и падают на землю. Это и есть дождь. Потом солнышко снова светит, вода испаряется, маленькие капли поднимаются в небо, собираются в тучи, тяжелеют и снова проливаются в виде дождика. Теперь вы поняли, почему бывает дождь? Нужен ли дождь жителям Земли? Почему?
8) На какой звук начинается слово «дождь»? – на Д. Найдите все картинки, которые начинаются с Д, и обведите их красным карандашом. Задание прил. 1.
9) Итог: Дождь происходит оттого, что вода в водоемах испаряется, поднимается вверх, и маленькие капли воды пара соединяются в тучи, становясь большими и тяжелыми. От своей тяжести они падают на землю в виде дождей.
Добрый день! Сегодня с ребятами средней подгруппы формировали представления о происхождении дождя, о необходимости воды для жителей Земли. Ввели понятие : водоем, пар, испарение. Развивалиь познавательный интерес в результате экспериментальной деятельности. Развивали навык чтения, учились сопоставлять слово с его простейшей схемой (по количеству букв). Развивали глазомер. Развивали фонематический слух (умение выбирать слова на определенную букву)
Воспитывали отзывчивость, доброжелательное отношение детей друг к другу.