Севиле Усеинова
Занятие по рисованию в старшем дошкольном возрасте на тему «Хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Хохломская роспись.
Программное содержание: Учить различать и называть Хохломскую роспись, знать историю промысла, показать характерные особенности и ее основные элементы. Учить расписывать изделие (вазу) в стиле Хохломской росписи. Закрепить умение проводить линии тоненькой полоской, рисовать листочки при помощи примакивания. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в росписи. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.
Материалы:
Публикация «Занятие по рисованию в старшем дошкольном возрасте на тему „Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Демонстрационный: иллюстрации, образцы элементов росписи, технологическая карта выполнения элементов росписи.
Раздаточный: трафареты вазы, кисти, гуашь, вода.
Предварительная работа: рассмотреть изображения из Хохломской росписи, рассказать краткую историю о происхождении этого вида русского народного искусства.
Словарная работа: объяснение слов : ремесло, роспись, очертание, контур, искусный
Оборудование: Музыкальное сопровождение: «А черемуха цвела» русская народная песня (минус); «Ах ты береза» русская народная песня (минус).
Ход НОД:
В: Ребята, к нам в детский сад пришел мастер Хохломской росписи из Москвы. Он вам хочет рассказать и показать об этом виде росписи. Вам интересно что же это такое?
Д: Да.
М: Здраствуйте, ребята! Я приехал из далека и хотел бы посвятить вас в свое ремесло, но я бы хотел чтобы вы сначала ответили на мои вопросы:
-Что же такое роспись?
Д: Это узоры, которыми расписывают изделия.
М: Какие предметы можно расписать?
Д: Посуду, мебель, игрушки.
М: Для чего она нужна?
Д: Для украшения.
М:Какие виды росписи вы знаете?
Ответы детей.
В: Молодцы, ребята. Вы так много знаете! А сегодня, как мы уже и сказали, вы узнаете еще один вид росписи. Она называется Хохломская роспись. Хохлома — народный промысел, представляющий собой украшения деревянной посуды и мебели с использованием трех характерных цветов — черного, красного и золотого.
Согласно старому преданию, в Москве жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вместило в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась новость, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про этот приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
М: На предметах, мы видим нарисованные художником ярко-красные и черные травинки, нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины, или на красной поверхности вдруг расцветают не виданные золотые цветы.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек и вишненку, красную смородинку и рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В: А как же расписывают эту посуду? Какие элементы ребята вы видите на посуде?
Д: Это травинки, стебли, ягоды, цветы, птицы.
В: Мастера элементы брали из жизни. С начало делается фон. Он может быть красный, черный, желтый. Правильно, мастер?
М: Да, все верно.
В: Стебли рисовали кончиком кисти, чтобы он получился тонким, от стебля отходит травка. Ягодки обычно наносят по три или веточкой. Черной краской делают контур-тонко обводят травку и ягодки.
В: А теперь давайте немного отдохнем, вставайте за своим стульчики.
Физкультминутка:
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (дети руками имитируют рисование травки)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
В: Мы сегодня много узнали о хохломе.
М: Я предлагаю вам побывать в роле начинающих мастеров и поучится изображать вот такие узоры на вазе, но сначала мы рассмотрим и сравним несколько видов узоров.
В ходе наблюдения спрашивать: Что изображено? Как сделано изделие? Какие цвета используются? Чем отличаются друг от друга?
В: Я вам покажу, а вы внимательно смотрите.
Мы с вами попробуем нарисовать узоры на вазе. Смотрите внимательно, что я делаю и запоминайте. Я беру кисть и набираю черную краску. Концом ворса кисти делаю тонкую линию в верхней части вазы, а также в нижней части. В середине вазы нарисуем узор в полоске. Краской черного цвета делаем маленькие веточки, отступаем место от каждой веточки для листочков, веточки делаем не большой дугой. После того, как сделала веточки промываю кисть, набираю краску я возьму зеленую а, вы можете выбрать тот цвет, который вам хочется, при помощи примакивания рисую листочек состоящий их трех маленьких листочков, для это делаю один листочек посередине, а за тем с одной стороны и с другой стороны. Точно также рисуею листочки на всех веточках. Когда дорисуем все листочки отложим кисти в сторону, возьмем ватную палочку немного промочим ее и наберем краску для ягодок я возьму красную, а вы можете выбрать цвет сами.
Ребята, скажите с чего мы начнем работу? Каким цветом? Что сделаем потом? Нужно ли расстояние от веточки? Зачем? Каким цветом можем нарисовать листочки? Каким способом рисуем листочки? Каким цветом можно нарисовать ягодки? Каким способом рисуем ягодки?
Ребята, берем кисти и приступаем к работе. А наш гость будет наблюдать как вы работаете.
Во время работы детей следить за последовательностью выполнения узора. При необходимости напоминать последовательность, помогать исправлять ошибки.
М: Ребята, вы все справились! У всех получились отличные работы. Ну что же теперь мне пора возвращаться в Москву. До новых встреч.
В: Ребята, давайте скажем спасибо нашему мастеру. И пожелаем ему успехов в его замечательной работе.
Д: Спасибо, до новых встреч.
В: Ребята, чем мы сегодня занимались? Как называется роспись о которой мы сегодня говорили? Где она появилась впервые? Чему вы сегодня научились? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.