Ирина Репина
Занятие по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе
«Беседа о зиме и жизни диких животных зимой в лесу»
Цель: Закрепить знания детей о времени года – зима, дать представления о жизни диких животных и птиц зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Задачи:
Познавательное развитие :
Публикация «Занятие по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- расширять и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе (на примере зимы).
Речевое развитие :
- расширять и активизировать словарный запас по теме, использовать в речи прилагательные.
- продолжать учить детей давать полные ответы.
- развивать речевые способности детей : внимание, память, умение слышать воспитателя, понятно отвечать на вопросы.
Социально-коммуникативное развитие :
- привлекать детей к активному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Физическое развитие :
- развивать интерес детей к выполнению разнообразных движений имитационного характера.
- развивать общую моторику, глазомер.
Художественно-эстетическое развитие :
- воспитывать умение видеть красоту в окружающем, чувствовать музыку, создавать радостное настроение.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы).
Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой и неживой природе. (Солнце, небо, облака, снег, деревья, птицы и т. д.). Рассматривание иллюстраций о временах года, животных.
Материалы и оборудование:
Частичное оформление уголка в группе под панораму «Зимний лес», костюм «Зимы» для воспитателя, маски зайца, волка, лисы, белки, сундучок, снежок, мольберт, магниты, картина «Зима в лесу», аудиозапись звуки природы, картинки животных (белки, зайца, лисы, волка, картинки зимующих птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня отправляемся в увлекательное путешествие. Вы готовы? Тогда идем.
По дорожке мы шагаем,
Выше ножки поднимаем,
Вот так, вот так, выше ножки поднимаем.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и улыбнуться)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Все мы очень разные, но в то же время, мы похожи друг на друга. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
Давайте поиграем!
- Улыбнитесь все, кто любит мороженое.
- Похлопайте в ладоши все, кто любит смотреть мультфильмы.
- Поднимите руки все, кто любит кататься на санках.
- Потопайте все, кто любит играть в снежки.
- Закройте глазки все, кто любит спать по утрам.
- Подойдите ко мне все, кто любит сюрпризы.
(Воспитатель показывает сундучок.)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Интересно, что в нём?
Сундучок, сундучок – медная задвижка,
Покажи нам свой бочок, приоткрой нам крышку.
- Ой, что-то не открывается. Давайте вместе скажем эти волшебные слова (Хоровое повторение)
(Открывается сундучок, там лежит снежный комочек и загадка.
Воспитатель читает загадку.)
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно, зима.
- Ребята, а это что такое у меня в руке? (Ответы детей)
- Правильно, снежок! Но он не простой, а волшебный.
- Ребята, вы сказали, что сейчас зима, а как люди приготовились к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся за нашим волшебным снежком.
Игра «Пришла зима» :
Пришла зима, принесла мороз (потереть кисти рук друг о дружку)
Пришла зима, замерзает нос (массируем нос)
Снег (пальцы «бегают» в воздухе, сугробы (показать руками сугроб)
Гололед (потереть ладошки)
Все на улицу вперед! (прыжок вперед)
Теплые штаны наденем, (погладить ноги)
Шапку, шубу, валенки, (погладить голову, живот, топнуть ногами)
Руки в варежках согреем (погладить руки)
И завяжем шарфики (погладить шею)
Звучит музыка.
- Шли мы, шли, в снежный лес пришли. (Идут в уголок с панорамой зимнего леса)
- Посмотрите как красиво кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу. А какие интересные деревья здесь растут! Как они называются? (Ёлочки)
- У них есть листья? (Нет)
- А что у них вместо листьев? (Иголочки)
- Правильно! Давайте присядем на пенёчки (стульчики) и послушаем, какая в лесу тишина. Закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). (Воспитатель переодевается в костюм Зимы.)
Зима: - Здравствуйте, гости дорогие! Узнали меня? Отгадайте загадку:
Я белым одеялом всю землю укрываю.
В лёд реки убираю, белю леса, поля,
Строю чудо-терема. - Кто я? ( Дети: Зима)
- Правильно! Я Зимушка-зима. А вы, наверное, дети средней группы «Солнышко», рада вас видеть. Скучно мне без людей. Никто словечка не скажет. Может, вы меня повеселите, удивите. У меня есть картина. Расскажите обо мне по этой картине.
Воспитатель показывает картину "Зима в лесу". Дети рассказывают о зиме.
Зима:
- Молодцы! А скажите мне, ребята, любите ли вы играть? А в какие игры зимой можно играть? (Ответы детей)
- А хотите поиграть?
Тогда за руки скорей беритесь,
Дружно в круг все становитесь!
Физминутка.
(Дети имитируют движения по тексту)
Снег руками нагребаем
Лепим, лепим ком большой.
И еще раз нагребаем
Лепим, лепим ком другой.
Лепим руки, лепим ноги,
Чтоб бежал он по дороге.
Лепим глазки, лепим бровки
И длиннющую морковку.
Зима: - Веселье продолжаем, на игру всех приглашаем.
Проводится игра «Передай снежок»
Дети передают по кругу снежок и подбирают определения к слову «зима» (снежная, холодная, морозная, белая, строгая, сердитая, ледяная, веселая).
- Да, я действительно бываю строгая, холодная. Многие звери и птицы меня побаиваются. Кто в тёплые края улетел, кто на всю зиму спать лёг, чтоб на глаза не попадаться. Но не все звери и птицы зимы боятся. Самые смелые продолжают жить там, где и жили.
-А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
(Зима показывает картинки зимующих птиц и просит их назвать).
Зима: - Молодцы! Птиц знаете, а кто из зверей зимой спит? (Медведь, ёж, барсук)
- А вот какие звери зимой не спят, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Был он летом серенький,
А к зиме побелел, шубку новую надел. (Заяц)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это? (Лиса)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (Белка)
(Когда дети отгадают загадку, Зима одевает маску животного ребенку и они рассказывают о себе.)
Заяц
Я, Заяц, расскажу, как живётся мне в лесу. К зиме, ребята, я побелел и шубку новую надел. Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. Питаюсь я корой и травой сухой.
Волк
Я тоже зверь лесной, зимою очень злой. Лучше мне не попадаться и меня остерегаться. Зимой еды не хватает, и я голодаю.
Белка
Я, Белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок. Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи. Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать.
Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь. Хвост красивый какой. Мне он нравится самой. Живу в норе. Ищу мышку полевую, или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Воспитатель:
-Вот так ребята лесным зверям трудно живется зимой в лесу. И даже поиграть не с кем. А давайте мы поиграем с лесными животными.
Игра «Лес зимой»
Весь засыпан снегом лес. (Повернулись вправо, правую руку отвели
назад, повернулись влево, левую руку отвели назад.)
От земли и до небес. (Показываем «низ» и «верх»)
Здесь по снегу скачет зайка. (Прыгаем.)
Там синичек села стайка. (Машем руками, как крыльями.)
Здесь лисичка за кустом. (Приседаем, смотрим направо.)
Там в дупле бельчонка дом. (Встаём, поднимаем руки вверх)
Зима:
- Спасибо вам, ребята, что вы побывали у меня в гостях в моём зимнем лесу. Повеселили меня, удивили, но мне пора возвращать в лес к моими лесными жителями – зверям и птицам. У меня ещё много дел в лесу, но я вас не забуду. Когда вы выйдете на прогулку, я с вами поиграю.
До свидания ребята! А сейчас присядьте на пенёчки (стульчики) и послушайте музыку зимнего леса. Закройте глазки. (Звучит спокойная, затем вьюга - музыка).
Зима и лесные звери уходят, а воспитатель заходит.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята я сейчас в лесу встретила Зимушку и она подсказала, где вас найти. Ой, послушайте, что-то ветер сильный подул, как бы метель и вьюга не разыгралась, пора нам в наш детский сад возвращаться.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Дружно, весело идём,
Скоро в садик мы придём.
Вот мы и пришли.
Подведение итога занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Вам понравилось путешествие в лес?
- Кого мы встретили в лесу?