Манько Татьяна Алексеевна
Занятие по речевому развитию «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну сказок»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
- закрепить знания о сказках;
- закрепить умение подбирать родственные слова ;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;
Публикация «Занятие по речевому развитию „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально-коммуниативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;
Материалы и оборудование: Массажные коврики, детская палатка, картинки, карточки с гномами, индивидуальные зеркала, картинки с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина, наклейки.
Ход занятия:
- Ребята вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве…)
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие?
(дети могут назвать)
- А полетим мы туда на воздушном шаре.
Дыхательная гимнастика.
Возьмемся за руки и при в дохе через нос, будем расходиться чтоб у нас получился большой круг.
Выдыхаем через рот, и сходимся в маленький круг. (Так повторяем 3 раза.)
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
- Что это? Перед нами препятствие, а пройти через него сможет тот, кто скажет слово наоборот:
Сухой - мокрый
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Сладкий - кислый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь
Правильно ответив ребенок преодолевает препятствие (проходит по массажным коврикам и пролезает через палатку).
- Посмотрите на столе. На столе лежит цветок ромашка, под лепестками спрятались сказочные герои, отгадайте их.
Лепесток 1.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Показываем картинку из сказки.
- Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?
- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)
- А Машенька испугалась трех медведей?
- Конечно, испугалась Машенька, если:
- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).
- А у медведя огромные - (лапищи).
- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
- А у медведя? (глазищи).
- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
- А у медведя? (носище).
- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
- А у медведя? (ротище).
- Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
- Слушайте следующую загадку.
Лепесток 2.
С зеркалом вела беседу
Королева до обеда,
А оно правдиво было,
Красоту её хвалило.
Но принцесса стала краше,
Всех красавиц лучше даже…
И тогда принцессу эту
Мачеха сжила со свету.
Что случилось – каждый знает,
Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»
- Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)
- Узнайте следующего героя, из какой он сказки?
Лепесток 3
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине! (Карлсон)
- Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)
- Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)
- А следующий герой –
Лепесток 4
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка)
- Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.
Но прежде чем помочь Незнайки мы с вами поиграем с вашими язычками.
Артикуляционная гимнастика.
Открывает ротик- дом,
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин- Язычок.
Он удобно в доме лег. (Широко открываем рот).
Улыбка.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
Слоник.
Подражаю я слону.
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю.
И на место возращаю.
Лошадка.
Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка.
Язычком пощелкай громко
Стук копыт услышишь звонкий. (Щелкаем языком, рот держим широко открытым).
Котенок.
Котенок любит молоко:
Нальешь - и нет ни капли в миг.
Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.
Маляр.
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Молодцы ребята, здорово мы с вами поиграли. А теперь продолжим выполнять наше задание.
Лепесток 5
- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?
а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)
Лепесток 6
- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)
Лепесток 7
- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?
а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)
Лепесток 8
- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?
а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)*
Физкультминутка.
Маршируем мы по кругу,
Раз, два, три, четыре, пять.
На носочках не забудем,
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем дружно мы скакать.
А теперь потопаем,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Ручками похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Головою помотаем,
Му-у-у-у-у!
Птичками мы полетаем,
Чик-чирик, чик-чирик!
Лягушками попрыгаем,
Ква-ква-ква-ква-ква,
Ножками подрыгаем!
А теперь все с начала!
Ножками потопаем,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Ручками похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Головою помотаем,
Му-у-у-у-у!
Птичками мы полетаем,
Чик-чирик, чик-чирик!
Лягушками попрыгаем,
Ква-ква-ква-ква-ква,
Ножками подрыгаем!
Паровозиком по кругу,
Чух- чух- чух, Чух- чух- чух.
- Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС
«В лесу»
- Мальчик с пальчик,
Где ты был?
Четыре раза сгибаем большой
палец левой руки.
- Долго по лесу бродил!
Четыре раза сгибаем большой
палец правой руки.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках.
Встретил белочку, синичку.
Встретил лося и лисичку.
Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил
Четыре пальца последовательно
сгибаются к большому — кланяются
Молодцы ребята и с этой задачей вы справились.
-А теперь, посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).
- Что здесь? (Дом, лейка, цветы).
- С помощью этой картинки сочиним сказку. (Сюжетная картинка на магнитной доске)
- Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).
- Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).
- Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).
- Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).
- А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).
- Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).
- Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).
- Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).
- Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)
_ Молодцы, хорошо перессказали.
У нас осталось последнее задание. Пазлы.
Нужно собрать пазлы,посмотреть на все собранные картинки и сказать из какой сказки эти картинки.
Ответ ребят (из сказки колобок).
Вы ребята большие молодцы справились со всеми задачами.
А теперь нам пора возвращаться.
Дети проходят назад через препятствие,надувают шар.
Вот мы и вернулись обратно.
Как вам ребята, понравилось наше путешествие.
- Что больше всего запомнилось?
- Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, на память о нашем путешествии получите наклейки со сказочными героями.