Любовь Шепотинник
Занятие по речевому развитию «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием приёмов мнемотехники и схем моделей»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по речевому развитию
«Рассказывание сказки «Теремок» с использованием приёмов мнемотехники и схем моделей»
средняя группа
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.
Задачи:
образовательные:
- упражнять в умении узнавать дикое животное по контуру;
- учить описывать диких животных (лиса, заяц, медведь, волк, используя мнемотехническую таблицу;
Публикация «Занятие по речевому развитию „Рассказывание сказки „Теремок“ с использованием приёмов мнемотехники и схем моделей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием опорной схемы;
- закреплять умение рассказывать сказку связно, в логической последовательности;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к животным;
- воспитывать интерес к художественной литературе, через сказку, прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Интегрируемые образовательные области:
-речевое развитие,
-познавательное развитие,
-физическое развитие,
-социально-коммуникативное развитие.
Методические приёмы :
— Словесный (рассказ, беседа, вопросы, объяснения, поощрения, анализ);
— Практический (игра «Кто где живёт?» игра «Стоит в поле теремок…», «Чудесный мешочек», игра «Цвет животного», моделирование);
— Наглядный (демонстрация книги «Теремок», мнемотаблица «Расскажи о животном» и мнемотаблица к сказке «Теремок», карточки к игре «Кто где живёт?» и материал к моделированию сказки.).
Оборудование:
— Книга «Теремок»,
- Мнемотаблица «Расскажи про животного»
- Мнемотаблица к сказке «Теремок»
- карточки к игре «Кто где живёт?» ,фломастеры.
- материал к моделированию сказки.
Предварительная работа:
Рассказывание русских народных сказок о животных; рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; показ сказки «Теремок» (настольный театр); дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит», «Цвет животного», .
Структура занятия :
1. Приветствие.
2. Задание на внимание «Кто спрятался на картинке?» - узнать по контуру.
3. Игра «Кто где живёт?»
4. Мнемотаблица «Расскажи о животном»
5. Беседа.
6. Физкультминутка «Стоит в поле теремок».
7. Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» .
8 .Игра «Цвет животного».
9. Моделирование сказки.
10. Прощание.
Содержание занятия
Воспитатель:
Все в сборе – взрослые и дети, можно начинать.
Но сначала -здравствуйте нужно всем сказать.
Дети: Утром солнышко встаёт
Всех на улицу зовёт
Выхожу из дома я
Здравствуй, улица моя.
Отвечаю Солнцу я
Отвечаю Травам я
Отвечаю Лесу я-
Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель:Ребята, Сегодня к нам на занятие пришёл Ушастик и ему не терпится узнать о чём мы сегодня будем разговаривать? А вы хотите узнать? (Да) А о чём мы сегодня будем говорить вы узнаете если скажите кто спрятался на картинке.
Задание на внимание «Кто спрятался на картинке?» - узнать по контуру.
Дети называют кого они узнали на картинке и показывают. Воспитатель -называя всех животных.
И на доске вешает цветную картинку животного. Спрашивает- где они живут (в лесу, как их называют (дикие животные). Предлагает сыграть в игру «Кто где живёт?»
Д /и «Кто где живёт?
Зайчик – под кустиком
Лиса – в норке,
Волк- в логове
Медведь в- в берлоге
Мышка – в норке или гнезде из травы,
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем при помощи нашей таблицы
«Расскажи о животном» про зайчика.
Заяц.
Это не домашнее животное, а дикое. Оно живёт в лесу. Он маленького размера. У него четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Она серого цвета. На голове два длинных уха, овальной формы Ест морковку, траву, капусту. Живёт в норке. Это заяц.
Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту.
Стук в дверь. Пришли Лиса,Волк, Медведь и Мышка. (фигурки настольного театра) Зайчик Ушастик просит рассказать по таблице и про его друзей
Волк.
Это не домашнее животное, живёт в лесу. Это дикое животное. Он среднего размера. У него четыре ноги. Уши маленькие треугольной формы. Тело покрыто густой серой шерстью. У него острые зубы. Он хищник, ест мясо. Живёт в логове. Это волк.
Педагог. Конечно, волк – хищник, который живёт в лесу.
Лиса.
Это не домашнее животное, а дикое, живёт в лесу. У него есть 4 лапы и густая шерсть. она оранжевого цвета. У неё треугольные уши и пушистый хвост. И питается мышами, маленькими зайчатами и иногда ворует петухов в деревне. Живет в норе. Это лиса.
Педагог. Конечно, вы угадали, только у лисы такой пушистый хвост.
Мышка.
Это животное серого цвета. Шёрстка у него маленькая. Есть четыре ноги, длинный хвостик. Любит сыр, живёт в норке. Это мышка.
Медведь.
Это не домашее животное. Живёт в лесу. Тело покрыто густой коричневого цвета шерстью. Ходит на четырёх лапах. У него маленькие круглые ушки. Питается рыбой, погибшими животными,ягодами,мёдом. Дом его- берлога. Это медведь.
Воспитатель: Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много у Ушастика друзей.
Лягушка
Угадайте, о ком речь: «Маленькая, зелёная, скользкая». Это лягушка.
А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери оказались в одном домике? (Теремок)
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Хотите встретиться со сказкой? (ответы детей) Тогда повторяйте за мной:
Мы покружимся,
Мы повертимся
И со сказкою
Скоро встретимся.
На доске вывешивают теремок.
Дети. «Теремок»
Воспитатель: Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Воспитатель: А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Воспитатель: А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Воспитатель: А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка… (норушка,
Лягушка… (квакушка,
Зайчик… (побегайчик,
Лиса… (сестричка,
Волк… (зубами щёлк,
Медведь (косолапый).
Воспитатель: Но сначала поиграем все вместе.
Стоит в поле теремок, (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок. (опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок, (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали, (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили, (вращение ладонями)
Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли).
Воспитатель: Открыли теремок. Теперь расскажем сказку.
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок»и поможет нам в этом мнемотаблица.
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок»
«Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.
Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, потом зайчик-побегайчик.
Затем прибежала лиса – сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь косолапый.
Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»
Воспитатель. А теперь давайте повторим цвет шерсти животного и с вами поиграем в игру, которая называется «Цвет животного», я буду вам называть животное, а вы называете его цвет.
Мышка – серая
Зайка – белый
Лягушка – зелёная
Волк – серый
Медведь – коричневый
Лиса - оранжевый
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик, а в нём дверь, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Воспитатель. Мышка какого цвета?
Дети. Серого
Воспитатель. Она самая маленькая, серого цвета и пришла к теремку самая первая. Выберите прямоугольник, который подсказывает вам, что он изображает мышку и поставьте к теремку первым.
Воспитатель: предлагает детям заселить теремок другими животными, попавшими в теремок, располагая прямоугольники соответствующего цвета по порядку заселения в теремок.
Прощание
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе – Ты и Я,
Потому что мы друзья.
Ребята спасибо вам за старание,
Занятие закончено, скажем всем «До свидания!