Елена Михайлова
Конспект занятия по речевому развитию «Тропами Лукоморья» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
(ясли-сад) № 11 «Жемчужинка»
муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
Конспект занятия по речевому развитию
на тему: «Тропами Лукоморья»
для детей старшей группы
Подготовила:
Воспитатель
Е. А. Михайлова
Красноперекопск, 2018 г.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Тропами Лукоморья“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Цель: расширять представления детей о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи
Образовательные :
1. Учить детей понимать красоту и силу русского языка, использовать в ответах фразеологические обороты автора.
2. Закреплять знания о сказках А. С. Пушкина.
3. Формировать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
4. Расширять лексический запас.
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
2. Развивать творческие способности, память, воображение, фонематический слух.
3. Продолжать закреплять навыки монологической и диалогической форм речи.
4. Приобщать к овладению грамматическими нормами русской речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к творчеству А. С. Пушкина.
2. Способствовать развитию нравственных качеств, присущих поэту.
3. Продолжать формировать интерес к поэтическому слову, любовь к сказкам Пушкина.
Словарь: ветхая, невод, терем, невод, землянка, рифма, поэт, перо.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, фрагмента русской народной песни «Во саду ли, в огороде», просмотр мультфильмов, иллюстраций, репродукций картин русских художников-иллюстраторов. Беседа о творчестве поэта.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина,макет пера, макет дуба, вырезанные из картона листья дуба зеленого, светло-зеленого и темно-зеленого цвета, парные предметные картинки, фишки и буквы для звуко-буквенного анализа слов, сюжетные картинки к сказке «…о рыбаке и рыбке», самодельная книга, составленная из рисунков детей к сказкам А. С. Пушкина, костюм кота, аудиозаписи.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное, увлекательное путешествие. Но сначала я предлагаю отгадать загадку. О ком она?
Загадка. В стихах он сказки написал,
Отечества был сын достойный,
Его читают стар и мал,
В строках его –Руси раздолье;
И злой кудесник-Черномор,
И с цепью дуб, и Золотая рыбка!
Не догадались до сих пор?
Ответьте дружно, без ошибки,
Чьи сказки удивляют свет,
Кто гениальный тот поэт?
Дети. Поэт Пушкин!
Воспитатель. Верно, ребята; это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня мы отправимся по неизведанным дорожкам и тропам Лукоморья в мир его чудесных сказок.
(Звучит мелодия к телепередаче «В гостях у сказки»; воспитатель обращает внимание на перо, лежащее на столе). Чудеса начинаются… гусиное перо? Как оно оказалось на моем столе? Это не просто так! Дети, может, вы догадаетесь, какое отношение перо имеет к Пушкину, его творчеству?
Дети. Давным-давно люди перьями писали; и Пушкин писал стихи, сказки.
Восп. Что-то под пером есть: свиток. Прочтем, что здесь написано… Дети, это загадка. Послушайте и отгадайте.
Загадка. День и ночь, как заведенный,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь ученый,
Знаешь, речь идёт о ком?
( Дети отгадывают: кот)
(Появляется Кот ученый-ребенок в костюме кота)
Кот. М-м-ррр! М-м-ррр! Это вы обо мне? Кто вы такие, и чего вам надобно в моем Лукоморье?
Восп. Уважаемый Кот! Мы с ребятами очень любим сказки А. С. Пушкина, многие из них читали и хотим пройти по сказочным тропам Лукоморья, еще раз попасть в этот прекрасный мир.
Кот. Вы же знаете, я не простой кот, я- Кот Ученый. И по заповедным тропам просто так никого не вожу. Могу вам показать Лукоморье, если поможете мне и выполните мои задания!
Восп. Чем мы можем тебе помочь?
Кот. Крона моего знаменитого дуба поредела, листья разлетелись по всему Лукоморью, и ребята могут вернуть ему листочки, правильно выполнив задания.
Восп. Что в твоем «волшебном» мешочке, любезный Кот? Кот. Листочки дуба, которые я собрал, когда бродил по неведомым дорожкам.
Восп. Ребята, они все зеленые, но разные оттенки этого цвета: зелёный, светло-зеленый, зеленый изумрудный. Можно разделиться на звенья, а сделаем это, выбрав лист определенного оттенка. (Дети тянут жребий-разноцветные дубовые листочки; делятся на звенья соответственно цветовым оттенкам). Если задания будут выполнены правильно, эти листья вернем на ветви дуба. А твои задания, Кот, написаны этим чудесным пером.
Перо-перышко, спеши,
Первое здание опиши…
Задание 1. «Словесные «заморочки». Необходимо найти картинку с изображением второго значения слова (омонима).
«…ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»
Из какой сказки Пушкина эта строка? («Сказка о царе Салтане…») Найдите нужную пару картинок с изображением слов: «лук», «коса», «ключ» (На разных столах дети каждого звена находят необходимые парные картинки с изображением ключа (родника)-ключа; лука-оружия-лука-овоща; косы-прически-косы-орудия труда). Педагог уточняет значение этих слов в данном контексте).
Восп. Молодцы, вы успешно справились, первые несколько листьев снова на ветвях, а следующее задание такое. Вот что пишет чудесное перо…
Задание 2. «Выполните звуко-буквенный анализ слов: «лук», «дубок», «косы». (Дети делают задания за столами по звеньям дифференцированно. Листья крепятся на макет дуба после выполнения задания).
Восп. Перо-перышко спеши,
Новое задание напиши…
Дети, наше чудесное перо дает очередное задание. Нужно назвать одним словом описанные предметы. Каждое звено отвечает на адресованный ему вопрос. Как называется в сказках Александра Сергеевича:
1. Большая сеть для рыбной ловли (невод) 2. Длинная емкость из дерева для стирки одежды (корыто) 3. Бревенчатый резной дом с высоким крыльцом и узорчатыми ставнями (терем) 4. Как называется жилище, вырытое в земле (землянка)
Восп. И это задание выполнено успешно, поэтому опять возвращаем листочки на крону дуба.
Сколько прекрасных строк вышло из-под пера поэтов. А вы, ребята, хотите попробовать себя в роли поэта? И наше волшебное перышко задает еще одно задание.
Чтобы складно стихи сочинять,
Надо рифмы уметь подбирать…
Задание 3. «Подбери рифму» (каждое звено поочередно подбирает рифму к данному слову).
Бочка - … (кочка, точка, дочка);
Крыльцо - … (кольцо, письмецо);
Гребешок - … (петушок, пастушок);
Кот - (бегемот, рот, крот);
Трава - … (дрова, мурава, голова);
Ложка - … (дорожка, окошко, поварешка);
Корона - … (ворона) ;
Утка - … (шутка, прибаутка);
Дубок- … (грибок, урок, свисток)
Молодцы, и с этим не простым заданием вы успешно справились. Может быть, кто-то из вас станет настоящим поэтом. (Включается звукозапись р. н. песни «Во саду ли, в огороде».
Восп. Ребятушки, не пора ли нам отдохнуть-поплясать, молодые ножки поразмять?
Физминутка - хоровод в современной музыкальной оранжировке. Дети выполняют в кругу музыкально-ритмические движения.
Восп. Немного отдохнули, но наше путешествие еще не закончено. На чудесном дубе листьев становится все больше, а крона его всё гуще. Но вот что я нашла около дуба… Интересно, как это яблоко там оказалось? Может, о нем говорится в сказке Пушкина? Вы напомните, в какой? (ответ детей : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Правильно. А у нашего волшебного пера еще одно задание.
Задание 4. Нужно точно и полно ответить на вопросы, которые есть в сказках Александра Сергеевича.
1. Из-за чего уснула одна молодая царевна? Кто принес ей яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);
2. С помощью какого предмета одна царица узнавала о своей красоте? Как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне…») ;
3. Кого подарил мудрец царю Додону? (золотого петушка); как называется сказка( «Сказка о золотом петушке»);
4. С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику? (работник Балда соревновался с бесенком; «Сказка о попе и о работнике его Балде») ;
5. Кто, и в какой сказке исполнял желания бедного старика? (золотая рыбка; «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Восп. Дети, скоро наше путешествие закончится, но еще не все листики шелестят на дубе. Где же перо? (Перо лежит у ствола дуба). Идите-ка сюда! Что же написано на свитке? Дети, необходимо выполнить последнее задание нашего Ученого кота. И вот какое. Перед вами на столах сюжетные картинки с изображением эпизодов знакомой пушкинской сказки. Вам необходимо расположить эти картинки в том порядке, в каком происходят события, и конечно, дать точное название этой сказки.
Задание 5. «Расположи картинки по порядку».(Дети выполняют задание по звеньям)
Воспитатель. Ну,вот…Теперь все задания ребята выполнили успешно, и листочки опять дружно шелестят на ветвях дуба, в знак благодарности. Кот. Да, спасибо вам, ребята. А еще я увидел, что вы любите сказки А. С. Пушкина и хорошо их знаете. И у меня есть для вас сюрприз, надеюсь, он вам понравится (Кот вручает детям самодельную книгу)
Восп. Дети, это книга, но она не простая, составлена из ваших рисунков-иллюстраций по сказкам Александра Сергеевича. Мы поместим ее в наш уголок книги. А завершить наше сегодняшнее занятие-путешествие своими стихотворными строчками.
Мы Пушкина читаем с детства.
И не найти другого средства,
Благодаря чему правдиво, тонко
Звучат аккорды речи звонко-
К родным истокам приобщил,
Нам чудо - сказки подарил!