Елена Цыбикжапова
Конспект занятия по развитию речи «Времена года» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» Подготовительная к школе группа
Тема: «Моё любимое время года».
Цель: Развитие речи средствами художественно- эстетического развития
Задачи:
Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года,
Учить детей с помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Времена года“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений).
Выучить стихотворение по мнемокарте
Развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;
Учить детей пересказывать текст рассказа последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей, развивать связную монологическую речь;
Учить использовать полученные знания в играх.
Воспитывать интерес к средствам художественно- эстетического развития : рисование, коллективное сочинение рассказа, декламация стихов, чтение и пересказ детьми художественных произведений.
Материалы и оборудование: аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»; картинки времён года, схема по рассказу «Четыре желания», мнемокарта по временам года, иллюстрации птиц, шарфики детей, корзина для шарфов, мнемокарта по стихотворению
Ход занятия:
Группа украшена репродукциями картин о зиме, весне, лете, осени и работами детей по изобразительной деятельности «Моё любимое время года».
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: - Поздоровайтесь с гостями, ребята.
- Давайте, ребята встанем в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.» (Слова в кругу.)
Ребята, послушайте стихотворение
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
О чём говорится в этом стихотворении? (О временах года.) Сколько всего времён года? ( Четыре: весна, зима, лето, осень.) Для каждого времени года характерны свои особенности. Давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Я буду называть приметы, а вы должны отгадать, когда это бывает:
- Солнце светит, но не греет. (Зимой)
- В какое время года собирают землянику? (Летом)
- Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)
- Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)
- В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)
- Когда появляется лёд на реке? (Зимой)
- Когда на дубе появляются жёлуди? (Осенью)
- В какое время года дети пускают кораблики? (Весной)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебряным»? (Зиму)
- Когда природа оживает? (Весной)
- Когда заяц серый? (Летом)
- Когда люди собирают урожай? (Осенью)
- Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)
- Когда бывает ледокол? (Весной)
- Когда люди утепляют свои жилища? (Осенью и зимой)
- Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)
- Когда бывает капель? (Весной)
- В какое время года бывает гололёд? (Зимой)
- Когда всё небо покрыто тучами и идут дожди? (Осенью)
- Когда на деревьях появляются почки? (Весной)
Посмотрите, что это? Это изобретение Телепортатор, который нам сделала Маша Ергалова. Он поможет нам попутешествовать по временам года.
Мы оденем шлем желающему, возьмемся за руки, закроем глаза и перенесемся во владения Зимы:
А здесь холодно, давайте оденем наши шарфики. Кто нас встречает? Зима
(читает стих)
Посмотрите, у Зимы есть поручение - надо выучить стихотворение по этой схеме. Послушайте:
1,2,3,4,5
Мы идем во двор гулять
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А потом в снегу валялись
А потом домой пришли
Суп поели
Спать легли
Молодцы!
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
«Начинается разминка»
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили.
Это нужная работа -
Мышцы ног тренировать (Приседания)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)
Теперь одеваем наш телепортатор. И переносимся в следующее время года- Весну
- Посмотрите, а здесь нас встречает «Весна»
(читает стих).
Дети, вы заметили, здесь теплее, чем у Зимы. Снимаем шарфы.
-У меня к вам задание (протягивает конверт). Здесь вам дано поручение, чтобы вы рассказали, что вы знаете о временах года. Чтобы освежить память, Весна предлагает вам посмотреть на эти картинки. Как вам кажется, чего не хватает на этих картинках? Цвета. Так давайте, разукрасим их карандашами.
- У каждого из вас есть своё любимое время года. Расскажите нам об этом. А поможет вам в этом наша схема – помощница. В ней восемь окошек, и каждое о чём - то говорит… так:
первое окошко – рассказывает о том, как солнце греет и освещает землю;
второе окошко - рассказывает про небо, осадки, ветер;
третье окошко – говорит нам, чем покрыта земля;
четвёртое окошко – жизнь деревьев, кустарников в определённое время года;
пятое окошко – подсказывает, какую следует одевать одежду;
шестое и седьмое окошко – напоминает нам о жизни лесных обитателей;
восьмое окошко – вы делитесь с нами секретами о том, что вы любите делать в своё любимое время года.
Но так как мы побывали у Зимы и Весны, давайте расскажем о этих временах года.
Дети выбирают иллюстрацию и составляют описательный рассказ, опираясь на схему. (Все рассказы начинаются с названия времени года и соответствующих месяцев: «Моё любимое время года - лето. Оно длится три месяца – июнь, июль, август…»)
Всем спасибо! Вы справились с заданием. Нам пора! Одеваем телепортатор.
«Лето»
Читает стихи
- Кто весну на крыльях приносит? (Птицы.) Как называются эти птицы?
(Перелётные.) А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края?
(Зимующие.)
Физкультминутка.
Подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы» :
(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)
- Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я покажу перелётных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если покажу зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Поехали дальше? Перемещаемся в Лето.
«Лето» читает стих-е.
У Лета тоже есть задание. Я предлагаю вам присесть. Наверное, устали путешествовать. Я прочитаю вам рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Вам необходимо очень внимательно послушать его, потом постараться пересказать по данной схеме. Смотрите на картинки и слушайте.
Молодцы, у вас получилось. Не хотите вернуться в группу? Одеваем наш шлем и возвращаемся.
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы! Скажите, пожалуйста, где мы побывали с вами? Что вам понравилось? Что доставило вам трудности? Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие.