Пилюгина Марина Владимировна
Занятие по развитию речи в старшей группе по составлению рассказа «Жила-была Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Пока за окном бушевали последние морозы, наши ребята получили на инстаграм детского сада послание из жаркой Африки. Через час наши писатели уже составили свой хотя и несовершенный, но свой коллективный рассказ.
Направление: развитие речи
Цель: продолжать формировать у детей умение составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия.
Задачи:
Связная речь: продолжать развивать у детей умение рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе по составлению рассказа „Жила-была Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков в словах и окончаниях, развивать умение различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе;
Продолжать развивать у детей знания об особенности жизни людей в зимний период (одежда, отдых, игры); продолжать развивать знания об игрушках, транспорте и деревьях.
Педагог заранее включает фон зимнего пейзажа и далее, проводит с детьми беседу о зиме:
Какое сейчас время года?
Почему вы так решили?
Какой месяц зимы?
Какие особенности есть у данного месяца? Чем хороша зима?
Дети отвечают на вопросы педагога.
В виду множество желающих рассказать о зиме, педагог предлагает поиграть в игру «море волнуется раз» с зимним направлением, педагог незаметно включает инстаграм оповещение.
После игры дети замечают пришедшее письмо.
Педагог вместе с детьми открывает письмо и зачитывает письмо:
«Здравствуйте ребята, меня зовут Лео. Я живу в Кении, но очень интересуюсь вашей страной. Я даже выучил русский язык. Я хочу узнать как можно больше о вашей стране и какая у вас зима. У нас всегда солнце, а зимой идут дожди. А какая зима у вас? Расскажите пожалуйста, очень жду вашего ответа»
Поможем ребята? Как?
Дети предлагают рассказать о зиме, записать рассказ.
Давайте сначала подготовим «краски» для нашего рассказа:
что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? (Зимой холодно, мороз, идет снег.) Какой снег зимой? Когда идем по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит.)
Какая погода бывает зимой? (Холодная, снежная.) Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят.)
Как живется зимой птицам и зверям? Как люди должны помогать птицам зимой? Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, красивая.)
А сейчас придумайте рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.
Сегодня я запишу ваш рассказ и мы сможем отправить его нашему другу их Кении и даже познакомить родителей.
Дети составляют коллективный рассказ, друг за другом осуществляя повествование.
Если остается время, то педагог предлагает детям поиграть в игру:
Игра «Живые слова».
- Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. Послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить – о зиме или о снеге. Падает пушистый белый… Про что я сказала? (Про снег.) Что я сказала про снег? (Падает пушистый белый снег.)
Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу?
Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.)
Теперь вы необычные дети, а дети – слова. Ты, Аня, - слово деревья. Какое ты слово, Аня? Скажи громко. Каким словом стала Аня? Арина – слово покрыты. А Саша – слово снегом. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам» и всей группе.)
Наши «слова» стоят по порядку, слева-направо. Аня скажет свое слово и даст руку Арине, потом Арина скажет свое слово и даст руку Мише, последним слово скажет Миша. А все будут слушать. Начали.
Про что сказали эти «слова»? (Про деревья.) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.) Какое первое слово? Какое второе и третье? Какое слово Арина? Покажи слово «снегом». (и т. п.)
Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова» ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, «слова» расходятся по группе.)
«Слова» наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? Какое слово Аня? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.) Правильно. Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – «слова» подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно встали наши «слова» Называйте свои «слова». (Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили слово и брали за руку рядом стоящего. Если дети-«слова» ошибутся, их исправляют дети с мест.)
- Миша скажи громко, какое ты слово? Правильно, ты слово снегом. (Предлагает слову снегом сесть на место). Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты.) Давайте проверим. «Слова», назовите себя. (Слово покрыты тоже садится на место.) Какое слово у нас осталось? (Деревья.)
Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? (Дети отвечают.) Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть.
- О чем мы с вами придумывали рассказ?
- Зачем мы его придумывали?
- В какую игру мы играли? Как она называется?
- Что запомнилось больше всего?
Вы отлично справились с заданием. Теперь я перепечатаю ваш рассказ в сообщение и отправим нашему другу.