Надежда Грачёва
Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ сказки "Снегурочка" в старшей группе.
Цель: Знакомство детей с картиной русского художника В. М. Васнецова «Снегурочка»; учить выразительно, передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Образовательные задачи: познакомить детей с картиной русского художника В. М. Васнецова «Снегурочка»; учить детей описывать картину; расширять кругозор детей; учить выразительно, передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста; упражнять в употреблении сравнительной степени прилагательных.
Развивающие задачи : развивать словесно-логическое мышление, связную речь; формировать представление о живописи, как жанре искусства; воображение.
Воспитательные задачи: вызвать интерес к сказочным персонажам; воспитывать любовь к сказкам; вызвать интерес к творчеству В. М. Васнецова; помочь детям разглядеть и понять всю красоту картины; развивать умение видеть прекрасное; воспитывать эстетическое восприятие живописи.
Предварительная работа: рассматривание картин, наблюдение за зимней природой, чтение сказки А. Н. Островского «Снегурочка».
Оборудование демонстрационное: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», фонограмма фрагмента одноименной оперы Н. Римского-Корсакова.
Ход НОД:
Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка», звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
-Эту картину написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, много раз изображавший героев сказок. Она тоже написана на сюжет русской народной сказки. Вы уже догадались, какой?
Давайте рассмотрим эту картину и постараемся увидеть всё то, что хотел показать нам художник (по вопросам) :
- Опишите Снегурочку, какая она?
- Какое у нее лицо?
- Какая поза, одежда?
- Что окружает Снегурочку?
- Вам нравится картина? Почему?
Мне она тоже понравилась. Обратите внимание: на первом плане героиня Снегурочка. Она в длинном пальто белого цвета, украшенном узорами, в светлых варежках и шапке. Фигура размещена не по центру картины, а сбоку. За спиной Снегурочки видны следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла навстречу зрителю и растерянно осматривает по сторонам. Как и все персонажи Васнецова, Снегурочка отражает красоту, чистоту заснеженной России. Таинственный лес, раскиданные елочки, мрачное лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Фигура Снегурочки освещена от снега. Все на картине создает впечатление волшебства и загадочности.
Представьте, что вы в этом сказочном лесу вместе со снегурочкой. Звучит музыка, медленно падает снег, и Снегурочка вместе с вами танцует вальс. (Дети плавно двигаются под музыку.)
Затем воспитатель предлагает вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка», задает вопросы по содержанию, дополняя ответы детей фрагментом сказки.
Вопросы и задание:
- Вспомните, как начинается сказка? (Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было».)
- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы? («Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили».)
- Представьте деревню, в которой жили дед и баба. Расскажите, сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? («Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса».)
- Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела («И умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».)
- Какими словами называют красивых девушек? (Краса-девица, девица-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.)
- Скажите, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?
- Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была? (Радостная, приветливая, веселая, счастливая.)
- Какая она стала летом? (Грустная, печальная, скучная.)
- Как можно об этом сказать по-другому?
- С кем Снегурочка пошла в лес?
- Что произошло в лесу? («Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками, прыгнула над огнем и вдруг растаяла».)
- Во что превратилась Снегурочка? («Обратилась в белое облачко».)
- Закончите предложения:
Снегурочка весной была печальная, а летом стала еще … (печальнее).
Когда растаял снег, Снегурочка стала молчаливой, а когда расцвели цветы, она стала еще … (молчаливее).
Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче).
Итог занятия :
Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать сказку по частям, затем полностью, передать по ролям отрывки : как дед и баба решили вылепить себе дочку; как подружки звали Снегурочку в лес. При анализе рассказов и инсценировок обращает внимание на использование слов и выражений из текста.