Елена Иванченко
Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе.
Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб».
Тема: «Дары леса»
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ с помощью опорных картинок.
• Систематизировать знания детей о дарах леса: грибах и ягодах, которые встретились в произведении;
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе, Пересказ рассказа Михаила Пришвина „Лисичкин хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Охарактеризовать героев произведения
• поиграть в дидактическую игру «Определи последовательность рассказа по картинкам».
• формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Развивающие :
• Развивать мыслительные операции, память, связную диалогическую и монологическую речь.
• развивать умение делать аргументированный вывод.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес детей к пересказу рассказа, а также желание отвечать на вопросы.
• воспитывать умение участвовать в беседе не перебивая друг друга.
Планируемые результаты:
• Дети последовательно и выразительно пересказывают литературное произведение.
• Знают какие дары лесы принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костяника, голубая черника, красная брусника; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола).
• подбирают родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
• Дети размышляют и отвечают на вопросы воспитателя по содержанию рассказа.
• Слушают друг друга во время беседы.
• Связно излагают мысли.
• Определяют последовательность рассказа по картинкам.
• Делают умозаключение, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба.
Материал и оборудование:
Книга рассказов, опорные картинки для пересказа, портрет М. Пришвина, медальки.
Предварительная работа:
• Рассматривание тематического альбома «Лес - наше богатство».
• Беседа о тетереве, рябчике. Знакомство с травами: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста; с ягодами: костяника, черника, брусника.
• Разучивание пословиц о хлебе.
Словарная работа:
Объяснение слов: добыча, Терентий (тетерев, копуля.
Ход занятия.
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте их отгадать! Кто отгадает загадку, поднимет руку и ответит. Хорошо?
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
-Что же это? Кто догадался?
2) А вот еще одна загадка:
Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла!
- Кто это? Молодцы. Отгадали мои загадки.
- О чем я загадала вам загадки? Лиса – это какое животное – дикое или домашнее? А дикие животные где живут? Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? Вам понравилось там находиться? Какой воздух в лесу? Кто-нибудь прислушивался, какие звуки есть в лесу?
- Ребята, а какие деревья растут в лесу? Кто живет в лесу?
- Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?
Кроме деревьев, другие растения растут в лесу? Какие вы знаете лесные растения? А сейчас мы поиграем в игру «закончи предложение». Я буду вам читать стихотворение, где в каждой строчке не хватает слова, а вы мне будете подбирать однокоренные слова от слова гриб, чтобы они подходили по смыслу стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Сообщение темы занятия.
- Ребята, лес всегда чем-то удивляет! И сегодня я хочу вас познакомить с рассказом детского писателя, который очень любит лес и часто там бывает, Михаила Пришвина. Он написал очень много рассказов для детей. А мы познакомимся с рассказом, который называется «Лисичкин хлеб». А почему М. Пришвин так назвал свой рассказ мы узнаем, когда его прочтем.
Основная часть.
В рассказе нам встретятся незнакомы слова. Как вы понимаете слово смолка? Верно, это сосновая или еловая смола. А что значит обомлела? Верно, это значит удивилась от неожиданности. А слово «копуля», что это? Верно, это значит медленная, не ловкая.
-Как вы понимаете слово «по-рябчиному»? Верно, это значит так же, как и птица рябчик.
-Сейчас сядем правильно, спинки прямые, слушаем внимательно, чтобы потом охарактеризовать героев, и ответить на вопросы.
Воспитатель читает произведение.
- Понравился вам рассказ? Как он называется? Кто-нибудь запомнил автора рассказа?
Почему рассказ так называется – «Лисичкин хлеб»?
Беседа по содержанию рассказа.
-«Какие герои были в рассказе?»
-«Что из леса принес автор?
-«Что удивило Зиночку?»
-«А как с помощью смолы лечатся деревья?» Верно, когда смола бежит по ране, то ее затягивает.
-«Почему из всех гостинцев она выбрала хлеб» Да, хлеб она выбрала, потому что удивилась, что он водится в лесу
-«Ребята, а как автор охарактеризовал Зиночку?» Верно, Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб.
«А какой охотник по характеру?» Верно, охотник знает и любит лес, делится своими знаниями и опытом.
-Ребята, если бы Зине сказали, что это простой хлеб, а не лисичкин, то стала бы она его пробовать? Верно, она бы не стала его кушать, ведь не обычные вещи кажутся нам намного привлекательнее, если с ними связана какая-нибудь интересная история.
-А чему этот рассказ учит нас? Да, ребята, рассказ учит тому, что даже самая простая пища, кажется, во много раз вкуснее, если с ее появлением связан рассказ или какая-либо история. Тогда и еда становится сказочно вкусной.
-Молодцы, ребята, верно поняли смысл рассказа.
-Ребята, охотник наверняка каждый день делает зарядку, давайте и мы с вами сделаем зарядку: Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!
Дидактическая игра «Определи последовательность рассказа по картинкам».
-Давайте встанем напротив доски. У меня для вас есть интересная игра. Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет рассказа, проговаривая действия и за правильный ответ вы будете получать жетон. Кто первый пойдет располагать картинки, нам поможет определить считалочка:
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
- Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий рассказа «Лисичкин хлеб». (Дети раскладывают картинки последовательно).
Подготовка к пересказу.
- А теперь послушайте этот рассказ еще раз. Запоминайте последовательность событий. После того, как вы послушаете рассказ еще раз, попробуете его пересказать.
Повторное чтение.
- Кто хочет первым попробовать пересказать рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»?
Выходи …., попробуй пересказать рассказ. В этом тебе помогут опорные картинки, которые висят на доске. Сначала назови автора рассказа и его название.
(слушание нескольких пересказов)
- Чей пересказ был лучшим и почему?
Заключительная часть.
-Ребята, вам понравился рассказ «Лисичкин хлеб»?
-Как вы думаете, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба? Да, правильно, потому что он был не такой, как все, и Зину привлекало все необычное.
-Какое задание вы выполняли в дидактической игре?
-Как вы думаете, вы справились? За хорошие ответы я дарю вам медальки.
Молодцы, ребята, а сейчас нарисуйте на листе бумаги персонажа, который понравился вам больше всех. А потом вы сможете показать его дома родителям и рассказать этот рассказ. (Дети рисуют рисунок во время свободной деятельности).