МААМ-картинки

Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»

Елена Иванченко
Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб».

Тема: «Дары леса»

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Образовательные:

• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ с помощью опорных картинок.

Систематизировать знания детей о дарах леса: грибах и ягодах, которые встретились в произведении;

Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе, Пересказ рассказа Михаила Пришвина „Лисичкин хлеб“» размещена в разделах

• Охарактеризовать героев произведения

• поиграть в дидактическую игру «Определи последовательность рассказа по картинкам».

• формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Развивающие :

Развивать мыслительные операции, память, связную диалогическую и монологическую речь.

развивать умение делать аргументированный вывод.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес детей к пересказу рассказа, а также желание отвечать на вопросы.

• воспитывать умение участвовать в беседе не перебивая друг друга.

Планируемые результаты:

• Дети последовательно и выразительно пересказывают литературное произведение.

• Знают какие дары лесы принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костяника, голубая черника, красная брусника; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола).

• подбирают родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

• Дети размышляют и отвечают на вопросы воспитателя по содержанию рассказа.

• Слушают друг друга во время беседы.

• Связно излагают мысли.

• Определяют последовательность рассказа по картинкам.

• Делают умозаключение, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба.

Материал и оборудование:

Книга рассказов, опорные картинки для пересказа, портрет М. Пришвина, медальки.

Предварительная работа:

Рассматривание тематического альбома «Лес - наше богатство».

• Беседа о тетереве, рябчике. Знакомство с травами: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста; с ягодами: костяника, черника, брусника.

• Разучивание пословиц о хлебе.

Словарная работа:

Объяснение слов: добыча, Терентий (тетерев, копуля.

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: -Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте их отгадать! Кто отгадает загадку, поднимет руку и ответит. Хорошо?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой!

-Что же это? Кто догадался?

2) А вот еще одна загадка:

Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла!

- Кто это? Молодцы. Отгадали мои загадки.

- О чем я загадала вам загадки? Лиса – это какое животное – дикое или домашнее? А дикие животные где живут? Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? Вам понравилось там находиться? Какой воздух в лесу? Кто-нибудь прислушивался, какие звуки есть в лесу?

- Ребята, а какие деревья растут в лесу? Кто живет в лесу?

- Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Кроме деревьев, другие растения растут в лесу? Какие вы знаете лесные растения? А сейчас мы поиграем в игру «закончи предложение». Я буду вам читать стихотворение, где в каждой строчке не хватает слова, а вы мне будете подбирать однокоренные слова от слова гриб, чтобы они подходили по смыслу стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Сообщение темы занятия.

- Ребята, лес всегда чем-то удивляет! И сегодня я хочу вас познакомить с рассказом детского писателя, который очень любит лес и часто там бывает, Михаила Пришвина. Он написал очень много рассказов для детей. А мы познакомимся с рассказом, который называется «Лисичкин хлеб». А почему М. Пришвин так назвал свой рассказ мы узнаем, когда его прочтем.

Основная часть.

В рассказе нам встретятся незнакомы слова. Как вы понимаете слово смолка? Верно, это сосновая или еловая смола. А что значит обомлела? Верно, это значит удивилась от неожиданности. А слово «копуля», что это? Верно, это значит медленная, не ловкая.

-Как вы понимаете слово «по-рябчиному»? Верно, это значит так же, как и птица рябчик.

-Сейчас сядем правильно, спинки прямые, слушаем внимательно, чтобы потом охарактеризовать героев, и ответить на вопросы.

Воспитатель читает произведение.

- Понравился вам рассказ? Как он называется? Кто-нибудь запомнил автора рассказа?

Почему рассказ так называется – «Лисичкин хлеб»?

Беседа по содержанию рассказа.

-«Какие герои были в рассказе

-«Что из леса принес автор?

-«Что удивило Зиночку?»

-«А как с помощью смолы лечатся деревья?» Верно, когда смола бежит по ране, то ее затягивает.

-«Почему из всех гостинцев она выбрала хлеб» Да, хлеб она выбрала, потому что удивилась, что он водится в лесу

-«Ребята, а как автор охарактеризовал Зиночку?» Верно, Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб.

«А какой охотник по характеру?» Верно, охотник знает и любит лес, делится своими знаниями и опытом.

-Ребята, если бы Зине сказали, что это простой хлеб, а не лисичкин, то стала бы она его пробовать? Верно, она бы не стала его кушать, ведь не обычные вещи кажутся нам намного привлекательнее, если с ними связана какая-нибудь интересная история.

-А чему этот рассказ учит нас? Да, ребята, рассказ учит тому, что даже самая простая пища, кажется, во много раз вкуснее, если с ее появлением связан рассказ или какая-либо история. Тогда и еда становится сказочно вкусной.

-Молодцы, ребята, верно поняли смысл рассказа.

-Ребята, охотник наверняка каждый день делает зарядку, давайте и мы с вами сделаем зарядку: Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз — два, раз — два

Заниматься нам пора!

Дидактическая игра «Определи последовательность рассказа по картинкам».

-Давайте встанем напротив доски. У меня для вас есть интересная игра. Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет рассказа, проговаривая действия и за правильный ответ вы будете получать жетон. Кто первый пойдет располагать картинки, нам поможет определить считалочка:

Вышел месяц из тумана,

Вынул пышку из кармана:

- Буду деточек кормить,

А тебе, дружок, водить!

А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий рассказа «Лисичкин хлеб». (Дети раскладывают картинки последовательно).

Подготовка к пересказу.

- А теперь послушайте этот рассказ еще раз. Запоминайте последовательность событий. После того, как вы послушаете рассказ еще раз, попробуете его пересказать.

Повторное чтение.

- Кто хочет первым попробовать пересказать рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»?

Выходи …., попробуй пересказать рассказ. В этом тебе помогут опорные картинки, которые висят на доске. Сначала назови автора рассказа и его название.

(слушание нескольких пересказов)

- Чей пересказ был лучшим и почему?

Заключительная часть.

-Ребята, вам понравился рассказ «Лисичкин хлеб»?

-Как вы думаете, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба? Да, правильно, потому что он был не такой, как все, и Зину привлекало все необычное.

-Какое задание вы выполняли в дидактической игре?

-Как вы думаете, вы справились? За хорошие ответы я дарю вам медальки.

Молодцы, ребята, а сейчас нарисуйте на листе бумаги персонажа, который понравился вам больше всех. А потом вы сможете показать его дома родителям и рассказать этот рассказ. (Дети рисуют рисунок во время свободной деятельности).

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: формирование умения последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в дистанционном режиме. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Произведения Михаила Пришвина»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Произведения Михаила Пришвина» "ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ПРИШВИНА"- ко дню рождения Михаила Михайловича Пришвина. Цель: Вспомнить с детьми рассказы Михаила Пришвина, любимые.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей)Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей) Обучение детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорийлогопедическая подготовительная к школе группа Цели занятия:.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Опубликовано: 20 января 2021 в 20:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД