Надежда Черняева
Занятие по развитию речи в старшей группе «Готовимся стать космонавтами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Готовимся стать космонавтами»
Цель: совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о космосе.
• Развивать связную монологическую речь, фонематическое восприятие, слуховое внимание.
• Обогащать и активизировать словарь по теме «Космос» (космонавт, скафандр, Сатурн).
• Воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа: Проведение бесед на тему «космос».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Рассматривание картинок о космосе.
Изготовление поделок и рисунков о космосе.
Показ видеофильма «Белка и Стрелка».
Оборудование: карточки-схемы для составления рассказа, экран, проектор, ноутбук, обручи, бумага для рисования, мелки.
Ход занятия
Оргмомент
Воспитатель: Ребята, чтобы вам было понятно, о чём мы будем сегодня говорить, я предлагаю разделиться на пары и подойти к столам. Рассмотрите что у вас лежит на столе.
Дети: На столе лежат разрезные картинки.
Воспитатель: Попробуйте их собрать.
(На столе разложены разрезные картинки с изображением предметов, сюжетов, связанных с темой космоса).
• Что у вас получилось из собранных частей?
Дети: Космическая ракета, звёздное небо, солнечная система, планета Сатурн, планета Земля.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на занятии.
Дети: О космосе.
Введение в тему:
Воспитатель: Ребята, послушайте песню и скажите о ком она?
Дети: О космонавтах.
Воспитатель: Молодцы! Кто из вас догадался, почему я включила эту песню?
Дети: Сегодня праздник «День космонавтики».
Воспитатель: Правильно! А почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник?
Дети: В этот день впервые человек полетел в космос.
Воспитатель: Да,ребята, ровно 57 лет назад, именно 12 апреля впервые житель планеты Земля, и гражданин нашей страны устремился к звёздам. Кто знает как звали первого космонавта?
Дети: Первого космонавта звали Юрий Гагарин.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на его портрет, вот он какой улыбчивый, смелый лётчик-космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин!
Воспитатель: Ребята, вы наверное знаете стихи про космос и Гагарина? (Дети читают стихи).
1. Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень
Он первым в космос полетел – его зовут Гагарин!
2. В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель
Навеки будут вместе: Гагарин и апрель!
Воспитатель: Чтобы стать космонавтом надо много заниматься, много знать и много уметь. Ребята, а вы хотите стать космонавтами?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем готовиться прямо сейчас! Проходите на свои места.
- Ребята, как называется человек, который летает в космос?
Дети: Космонавт. (Слайд№1)
Воспитатель: Как называется костюм космонавта?
Дети: Скафандр. (Слайд№2)
Воспитатель: У какой планеты есть кольца?
Дети: Сатурн. (Слайд№3)
Воспитатель: Вы назвали слова: космонавт, скафандр, Сатурн. Какой звук вы услышали в каждом слове?
Дети: Звук «С».
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы правильно произнести звук «С»?
Дети: Улыбнуться, язычок опустить за нижние зубки.
Воспитатель: А теперь давайте вместе произнесем этот звук (дети произносят звук «с», воспитатель следит за правильным произнесением звука).
Воспитатель: Космонавты должны быть очень внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук «с» и узнаем, кто самый внимательный в группе. Я буду произносить слова, если в слове есть звук «С», то вы хлопаете в ладоши, если нет, хлопать не надо.
Слова: планета, солнце, метеорит, звезда, луна, Сатурн, космонавт.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, кто самый сообразительный. Закончите предложение подходящим словом-действием.
А на какие вопросы отвечают слова-действия?
Дети: что делал, что сделал?
Воспитатель: Юрий Гагарин в космос (что сделал)
Дети:полетел.
Воспитатель: Вокруг земли (что сделал)
Дети:облетел.
Воспитатель: Обратно на Землю (что сделал)
Дети:прилетел.
Воспитатель: Мы тренировались, чтобы быть внимательными, сообразительными, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка:
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Воспитатель: Прежде чем полететь в Космос космонавты стараются узнать о том, что такое космос, о планетах Солнечной системы, то есть космонавты очень любознательные. Мы с вами любознательные?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам составить рассказ о космосе. А чтобы рассказ получился интересным, мы воспользуемся подсказками.
Ребята, посмотрите на первый слайд и скажите, как раньше люди представляли Землю?
Дети: Раньше люди думали, что Земля плоская.
Воспитатель: А что мы сейчас знаем о нашей планете? (слайд №2)
Дети: Земля круглая, она вращается вокруг солнца.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о солнечной системе? (слайд №3)
Дети: В солнечной системе 9 планет: Венера, Марс, Земля, Меркурий, Нептун, Плутон, Юпитер, Уран, Сатурн.
Воспитатель: О чем всегда мечтали люди? (слайд №4)
Дети: Люди всегда мечтали полететь к звездам.
Воспитатель: Кто из животных первым полетел в космос? (слайд №5)
Дети: Первыми в космос полетели собаки Белка и Стрелка.
Воспитатель: Кто стал первым человеком, полетевшим в космос? (слайд №6)
Дети: Первым человеком, полетевшим в космос, стал Юрий Гагарин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ о космосе.
Послушайте (воспитатель объединяет все ответы детей в рассказ).
Раньше люди думали, что Земля плоская, но потом, когда появились ракеты, люди узнали, что Земля круглая и помимо нашей планеты существует солнечная система, которая состоит из 9 планет: Венера, Марс, Земля, Меркурий, Нептун, Плутон, Юпитер, Уран и Сатурн. Люди могли передвигаться по суше, воде и небу, но про космос ничего не знали и поэтому всегда мечтали полететь к звездам. Первыми в космос отправились две собаки — Белка и Стрелка, им удалось вернуться на землю живыми и невредимыми. А первым человеком, отправившемся в космос стал Юрий Гагарин гражданин нашей страны.
Воспитатель: Давайте вспомним правила рассказывания.
Дети:говорить громко, выразительно и постараться ничего не забыть.
Воспитатель: кто начнёт рассказать?
Заслушиваются рассказы детей (3-4 рассказа, в конце каждого рассказа – анализ.
Воспитатель: Ребята, а кто скажет, как звали первую женщину-космонавта?
Дети: Валентина Владимировна Терешкова. (Фотография).
Воспитатель: Молодцы! А кто был первым космонавтом, который вышел в открытый космос?
Дети: Герман Архипович Леонов. (Фотография)
Воспитатель: Конечно, обо всех космонавтах мы не можем сейчас поговорить, ведь после Ю. Гагарина в космосе побывало более пятисот человек. Но стать космонавтом очень не просто. Как вы думаете, какой человек может попасть в отряд космонавтов?
Дети: У космонавтов должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос, нужно пройти очень сложные тренировки. Много книжек нужно прочитать и много чего знать, что может пригодится в полёте.
Воспитатель: Сегодня мы готовились, чтобы кто-то из вас смог в будущем стать космонавтом. Мы старались быть внимательными, сообразительными. Как вы считаете, вы можете стать космонавтами в будущем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте полетим на ракете. Подвижная игра. Космонавты.
Цель: Учить детей быстро передвигаться,не задевая друг друга, занимать вовремя свои места.
Правила: Играющие идут по кругу взявшись за руки и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты,
Для полёта на планеты,
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети занимают места в ракетах (обручах).Те, кому не досталось мест в ракете, остаются в центре. Игра повторяется.
Ход игры: Обручи разложены по залу. Дети идут по кругу произнося слова. После последних слов дети занимают места в ракетах (обручах). Те, кому не досталось места остаются в центре. Игра повторяется.
Воспитатель: Ребята, мы с вами летали на ракете?
Дети : Да.
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами её нарисуем.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось больше всего?
Хотели бы вы еще совершить путешествие к звёздам?