ольга малова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Петрушка в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Петрушка в гостях у детей»
Задачи:
1. Уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорках, их отличия от других малых фольклорных форм.
2. Развивать умение осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материал:
кукла Петрушка, сундучок, книги со сказками, иллюстрации к поговоркам, загадкам.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Петрушка в гостях у детей“» размещена в разделах
Предварительная работа:
чтение художественной литературы, после чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания, игры, беседы, театрализованная деятельность, обыгрывание ситуаций.
-Ой, какой сундучок у нас здесь, ну-ка я его рассмотрю.
-Кто-то там есть, слышу шорох, стук, сейчас посмотрю (воспитатель смотрит в сундучок)
-Ребята я его знаю, а вы угадайте кто там.
Он плясун, он певун, он весёлый говорун.
Он забавная игрушка, а зовут его «Петрушка»
Под русскую народную песню появляется Петрушка (кукла)
-Здравствуйте ребята! Я пришёл к вам с подарками, которые находятся в красивом сундучке.
-Ребята, а в сундучке у меня сюрприз для вас.
-А вы хотите узнать какой?
-Маша подойди, достань первый сюрприз
Маша достаёт книгу со сказками. Ребята, а вы знаете какая это сказка? (ответы детей). По желанию дети достают сказки и их называют.
-А теперь Петрушка посиди и послушай мой рассказ.
Много сказок сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивым, добрым.
-Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (народные, авторские)
-как вы думаете, зачем сочиняют сказки?
-Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает.
- А что будет, если у народа не будет сказок?
-Да жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт.
Сказка учит мудрости и тому, что добро побеждает.
Народные мудрости нас учат так же пословицы и поговорки. У народа на всякий случай есть меткое слово- пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них не редко говорится о животных, а подразумеваются люди. Много пословиц и поговорок о Родине, дружбе, трудолюбии, о лени, о природе. (Из сундучка Петрушка достаёт иллюстрацию к пословице, воспитатель демонстрирует иллюстрацию)
-Кто здесь изображён (Лиса и журавль)
-Давайте вспомним эту сказку.
-Как угощала лиса журавля?
-Почему лиса обиделась на журавля, журавль на лису?
-Очень хорошо подходит к этой сказки пословица «Как аукнется, так и откликнется» (как лиса угостила журавля, он остался голодным, так и он угостил лису)
-О многом рассказывают пословицы, вот я покажу ещё одну вам иллюстрацию. (Показ иллюстрации сказки «Федорино горе»)
-Ребята, почему от Федоры все вещи убежали? Что она не делала у себя дома? Что про неё можно сказать, какая она? (ответы детей)
-Есть пословицы про трудолюбивых детей, а есть пословицы про лень.
-Про такую хозяйку можно сказать: «Кто ленится, тот не ценится»
-О каких людях так говорят, когда можно применить эту пословицу? Запомните эту пословицу.
Петрушка достаёт следующую иллюстрацию к сказке «Репка»
-Ребята узнаёте вы эту сказку? К этой сказке подойдет пословица «Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось»
-Дедушке одному удалось вытянуть репку? А кто ему помог? (ответы детей)
-Когда люди живут в согласии, мирно, то и любое дело у них получается хорошо, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их.
Физкультминутка:
Хоровод - «Как у наших у ворот»
Петрушка смеётся за ширмой.
-Ой, ребята, у меня сегодня такое хорошее настроение, что я решил позагадывать загадки, да такие трудные, что вы ни за что не отгадаете! Где тут у меня загадочки! (в сундучке: корова, капуста, морковь, лук)
-У-у-у, с вами не интересно, все загадки отгадали.
-А теперь, Петрушка, ты наши загадки отгадай!
-Я всё отгадаю! даже лучше вас, вот увидите!
(дети загадываю)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(арбуз)
Под дубочком, под листочком,
Свился, скрючился клубочком.
(Ёж)
По синему небу белые гуси плавают
(облако)
За белой дверцей стужа, лёд
Там Дед мороз, друзья живёт
(холодильник)
(Петрушка ошибается, путается, расстраивается)
-У-у-у, с вами неинтересно, все загадки неразгадываемые придумали!
-Не волнуйся, Петрушка, все загадки можно разгадать. Но для этого нужно немножко, поучится. Сейчас мы тебя научим.
Слушай внимательно:
Угадайте, что за шапка,
Меха - целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
-А теперь подумай хорошо: кого надо искать?
-Живое существо, покрытое мехом, похожее на шапку.
-Где искать?
-«Шапка бегает в бору» и ещё «У стволов грызёт кору». Связав воедино все признаки, находим отгадку- это заяц.
-Ребята, а чем отличается загадка от пословицы, сказки? (ответы детей)
-Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их.
Петрушка:
-Вот здорово вы хорошо умеете отгадывать загадки, про меня, про Петрушку, не забудьте написать загадку.
-До свидания ребятки, до новых встреч!
С Петрушкой прощаются дети.
Список использованной литературы.
1. О. А. Соломенникова “Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством”
2. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш “Знакомим дошкольников с литературой”
3. Практический журнал “Воспитатель дошкольного образовательного учреждения” №6/2009г.