Ирина Владимировна Рукавишникова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда».
Цель: активизировать словарь по теме «Одежда», пополнить словарь приставочными глаголами, научить детей различать глаголы с разными приставками.
Оборудование: 2 куклы, швейная машинка (игрушечная, бумажная кукла с набором деталей раскроенного платья, наборы кукольной одежды, картинки, изображающие действия, фланелеграф.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-Запомните и повторите за мной ряды слов:
Воротник, манжеты, рукава.
Подкладка, карман, «молния».
Оборка, пуговицы, подол.
Рукава, петли, пояс и т. д.
2. Введение в тему.
- Вы повторяли слова. Части чего они обозначают — мебели, одежды или посуды? (Части одежды.) Правильно, эти слова обозначают части одежды. Кто догадался, о чём мы будем говорить?
3. Игра «Что делает мальчик?»
На доске картинки, изображающие действия.
Воспитатель, обращаясь к детям, выделяет голосом часть слов-действий — приставку.
- Посмотрите, где мальчик выходит из дома, а где мальчик подходит к дому, а где он заходит в дом?
(Дети выходят к доске, отвечают и показывают картинку.)
- Мальчики выполняют одно и то же действие?
(Разные. Один мальчик идёт к дому, т. е. приближается, а другой мальчик идёт от дома, т. е. удаляется.)
- Маленькие части слов: вы-, за-, перед-, под-, у- (выходит, заходит, переходит, подходит, уходит) — меняют действия.
4. Игра «Сошьем платье».
На фланелеграфе — бумажная кукла и выкроенные детали платья. Все детали проговариваются детьми.
- Мы с вами будем шить платье. Маленькие части слов под-, вы-, в-, с-, при-, за-, у-, добавленные к слову «шить», будут менять действие.
- Что надо пришить к лифу? (К лифу надо пришить юбку.)
(Если ребёнок затрудняется, то воспитатель подсказывает первую часть при-.)
- Что надо делать с рукавами? (Рукава надо вшить.)
- Что надо сделать со швами? (Швы надо сшить.)
- Юбка получилась очень длинной. Что надо сделать? (Юбку надо подшить, низ юбки надо подшить.)
- Чтобы платье получилось нарядным, узор надо вы. (Узор надо вышить.)
- Разрез надо за. (Разрез надо зашить.)
Дети составляют предложения с приставочными глаголами, опираясь на действия, названные воспитателем или детьми. Все детали платья по мере проговаривания слов-действий прикалываются булавками к бумажной кукле на фланелеграфе.
5. Физкультминутка. Имитация движений.
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли её в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ёжик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел её надеть?
Стал рубашку примерять —
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!
6. Игра «В гостях кукла Лиза».
- К нам в гости пришла кукла Лиза. Она очень красивая, но для нее это платье очень длинное и широкое. Что надо сделать, чтобы платье стало короче? (Платье надо подшить.)
- Что делает мама? (Мама подшивает платье.)
- Что надо сделать, чтобы платье стало уже? (Платье надо ушить.)
- Что делает мама? (Мама ушивает платье.)
- Лизе на платье нужен карман. Что мама делает? (Мама пришивает карман.)
- Что делает мама, чтобы платье было нарядным? (Мама вышивает узор.)
7. Игра «Угадай».
На столе предметы кукольной одежды и детали одежды в паре :
Сарафан и карман.
Колготки с дыркой и нитки.
Рубашка и рукав.
Дети упражняются в построении предложений.
Воспитатель просит назвать предметы и подумать, какие действия можно выполнить с ними. Он выслушивает ответы детей, а при затруднениях сам подсказывает первую часть слова-действия — приставку.
Ответы детей:
- Рукав надо вшить. Колготки надо зашить. Карман надо пришить. Воспитатель предлагает детям расширить предложения: «Дырку на колготках надо зашить», «Карман к новому сарафану надо пришить» и т. д.
8. Итог.
Какие действия выполняли на занятии? Выделите голосом первую часть слов с «шить» : при-шивали, на-шивали, за-шивали, под-шивали, в-шивали. Видите, мы прибавляли разные маленькие части к слову «шить», и менялось само действие.