Колышкина Ольга Дмитриевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить детей с картиной и художником; содействовать эмоциональному настроению в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа, учить детей подбирать определения, по разному отвечать на один и тот же вопрос.
Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением; учить описывать свои чувства и настроение вызываемые картиной; учить подбирать красочные выражения для описания.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Рассматривание картины И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Предварительная работа. Беседы об осени. Чтение стихов. Рассматривание картины. Прослушивание музыки.
Материал к занятию. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Методические приемы:
1. Художественное чтение.
2. Беседы.
3. Рассматривание картины, рассказывание.
4. Обобщение.
5. Прослушивание музыки.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пушкина.
- Какому времени года поэт посвятил стихи?
Дети. Осени.
Воспитатель. А осень, красивое время года?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие слова можно сказать об осени, какая она?
Ответы детей.
Воспитатель. Что бывает осенью?
- Кто любит осень и за что?
Ответы детей.
Воспитатель. Много красивых слов мы сказали об осени. А теперь послушаем, как красоту осени воспевают поэты.
- Алина расскажет нам стихотворение А. Толстого «Осень».
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Воспитатель. Какую картину вы представили?
Ответы детей.
- А теперь послушаем Софью.
«Осень» Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Воспитатель. О чем написал в своем стихотворении Бальмонт?
Ответы детей.
Физминутка. «Осенние листочки»
(дети под музыку выполняют движения с листочками)
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)
Воспитатель. Ребята, мы с вами много говорили об осени, услышали как красоту осени воспевают поэты.
- А сейчас посмотрим, как об осени рассказывает художник Исаак Левитан (1860-1900)
Выставить картину «Золотая осень», читая Федор Тютчева.
- «Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -.»
- Прежде чем говорить о картине я вам расскажу о художнике Исааке Левитане
Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще сын и две дочери, в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец у Исаака Левитана был учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Отец сам обучал сыновей грамоте, а в конце 1860-х годов перевез всю семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". Левитана был очень благодарен своим родителям, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое время года изобразил художник на картине?
- Почему вы так думаете?
- Давайте рассмотрим пейзаж картины, что вы видите?
Ответы детей.
- Какие деревья изображены на картине?
- Какое небо и река?
- Как называется картина?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя о картине.
- Великий русский художник Исаак Левитан, кажется любовался в чудесный осенний день «пышным природы увяданьем». Золото листвы красиво оттеняет прозрачные воды реки и синеву неба. В реке отражается словно в зеркале прибрежные деревья, кусты и высокое небо. День теплый, безветренный. Все дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовиться к долгому зимнему сну.
Воспитатель. А теперь, давайте вспомним автора этой картины.
Дети. Автор этой картины Исаак Левитан.
Воспитатель. Какими словами вы будите описывать осенние березы, небо, реку?
- С чего вы начнете своё описание и чем закончите?
- Кто желает рассказать о картине?
Ответы детей, рассказы.
Вы замечательно рассказывали о картине И. Левитана «Золотая осень».
А композитор П. Чайковский написал про осень музыку. Сейчас мы её послушаем.
- Понравилась всем музыка?
- Как вы думаете, какое настроение у музыкального произведения?
- Грустное, задумчивое, мягкое, лиричное…
Воспитатель. Ребята, вы сегодня меня очень порадовали. Вы замечательно читали стихи и отвечали на вопросы. Хорошо вели беседу по картине.
Вы были внимательны и активны. Молодцы!