Андрюкова Зинаида
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие по сказкам»
Провела: Андрюкова Зинаида Александровна
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках.
Развивающие :
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
1. развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную речь, выразительную речь.
2. Использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательные:
1. воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
Оборудование:
Ткань для речки; цветок-фиалка, куколка (Дюймовочка); домик, герои сказки «Заюшкина избушка»; и «Красная шапочка»; магнитная доска, стенд с книгами К. И. Чуковского, мыло, полотенце, зубная паста и щетка, тарелка, кастрюля, ложка, сковорода, чашка, самовар, баранки, монетка, градусник, вата, шприц, фонендоскоп, галоши, шоколад, перчатки, телефон; волшебное зеркало, волшебная книга.
Музыкальное оформление.
Аудиозапись «Звуки природы» (голоса птиц, шум ветра и ручья, слов Василисы Прекрасной, мелодия «В гостях у сказки».
Предварительная работа.
Чтение и слушание русских народных сказок с беседами по содержанию; оформление тематической выставки книг; разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке?», «Из какой мы сказки?», «Кто лишний?», «Угадай на ощупь», ; загадывание загадок по сказочным сюжетам; инсценировка сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Жихарка»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами. Драматизация сказок с помощью разных видов театра (Настольный, би-ба-бо, пальчиковый)
Ход занятия:
Оргмомент.
(Дети и воспитатель становятся в круг).
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за год. Давайте поздороваемся с гостями и с тем, что нас окружает.
Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».
Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!» (Вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Улыбнемся небу: «Здравствуй голубое» (поднимают руки вверх)
Улыбнемся дождику : «Лейся словно из ведра!» (показывают ладошки и стучат пальцем пр. руки по ладони левой)
Гостям улыбнемся: «Пожелаем им добра!» (Улыбаются и кланяются гостям)
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Ребята, какая интересная музыка. Как вы думаете, куда она нас приглашает?
Дети: В сказку.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Присаживайтесь на коврик, пожалуйста!
(звучит запись, голоса птиц, шум леса)
Ребята, мы с вами попали в заколдованный лес, в этом лесу письмо лежит.
«Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилось беда страшная. Налетели гуси- лебеди, унесли нашу книгу далеко, далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство-государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись! К ручейку пойдете и подсказку у рыбки найдете. С низким поклоном, Василиса Прекрасная».
Воспитатель: Как думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?
(дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь)
Воспитатель: Тогда вставайте тихонько, друг за дружкой шагайте.
(звучит аудиозапись – шум ручья)
- Смотрите, впереди- речка! Как же нам ее перейти?
(дети высказываются, предлагают)
Воспитатель: Василиса говорила, что подсказку у рыбки найдем.
(Звучит аудиозапись с голосом «Кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей смело перейдет»)
-Ребята, как можно сказать добрыми словами о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, сказочная, добрая, справедливая, мудрая, интересная, грустная (говорят слово и переходят речку)
Воспитатель: молодцы! Ребята, смотрите какой красивый цветок! Кто знает, как он называется? Дети: Фиалка.
(на столе цветок, а в нем спряталась Дюймовочка)
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто живет в этом цветке.
«Появилась девочка в чашечке цветка. А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала, вот какая девочка, как она мила! Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?»
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, у Дюймовочки есть волшебный цветок, отрывая листок от цветка каждое плохое качество у человека превращается в хорошее. (каждый отрывает по лепестку. Игра «Наоборот»). хвастун станет скромным, а каким станет глупый, жадный, злой, ленивый, грубый, лживый, наглый.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, помогите Дюймовочке вспомнить, какие слова надо сказать :
-Емеле, чтобы щука исполнила его желание?
-Машеньке,чтобы медведь не сел на пенек?
-Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко?
-Волку, чтобы наловить рыбы?
-Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь?
Воспитатель: Молодцы! Спасибо! Нам пора дальше в путь.
Воспитатель: Ой, смотрите какой теремок. Какая же сказка здесь живет?
-В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите.
В теремке живут мышка (дети отвечают –нарушка, лягушка (попрыгушка, зайчик (побегайчик, лисичка (сестричка, волчок (серый бочок, медведющка (батюшка).
Мимическая гимнастика
-Давайте, мы как мышка испугаемся;
-Как лягушка похохочем
-Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком
-Как волк повоем
-Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы
- Как медведь нахмуримся.
Воспитатель: Ребята, смотрите, домик. Зайка сидит т плачет. Как вы думаете из какой он сказки? (ответы детей) –Давайте спросим его, о чем он плачет.
Зайчик (ребенок в маске) –Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. пришла весна, у лисы избушка растаяла. Поросилась она ко мне в гости, да и выгнала меня.
Воспитатель: ребята, а почему у лисички избушка растаяла?
Дети: потому что была ледяная
Воспитатель: А ледяная, это из чего? (ответы детей)
-Что может быть еще изо льда? (каток, замок, сосулька, горка)
-А лубяная, это какая? (дети- из дерева)
Расставьте героев сказки по порядку
-Кто первый пришел на помощь зайчику? (ответы детей)
-Кто второй?
-Кого не хватает среди героев? (дети –петушка)
-Как можно сказать о петушке? Какой он? (смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)
Воспитатель: Что можно сказать о лисе? (хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, коварная, жадная)
Назовите сказки, в которых есть лиса (лиса-лапотница, хитрая лиса, лисичка со скалочкой, кот и лиса.
Воспитатель: Давайте придумаем другой конец сказке, чтобы зайчик не плакал.
Дети: Зайчик и лиса подружились; Построили лисичке новый дом; Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.
Воспитатель: Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород»
Взаимомассаж «БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД»
Был у зайки огород (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие грядки (поперек спины)
Он зимой играл в снежки (постучать по спине кулаками по спине снизу вверх)
Ну, а летом в прятки (пальцы побежали снизу вверх и «спрятались» подмышки)
А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине идут)
Он сначала все вскопает, все вскопает, все скопает (пощипывания)
А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания)
Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очереди)
И пойдет сажать морковку (пальцы «пошли»)
Ямка-семя, ямка-семя (ущипнуть, пальцем придавить семечку)
Заровняет в то же время (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь, вырастит его морковь (пальцами побежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки).
(оф. Сайт «Академия детства» Автор В. Степанов)
Воспитатель: И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.
-Угадайте, какая сказка здесь живет?
«Сидит девочка в корзинке, у мишки за спиной. Он сам того не ведая, несет ее домой» (ответы детей)
Воспитатель: Зачем, Маша отправилась в лес?
-Можно детям одним уходить из дома? Почему? (дети рассуждают)
-Что с ней случилось в лесу?
-Что она кричала, когда заблудилась?
Дети: АУ, АУ.
Воспитатель: какой первый звук в слове «АУ» (А)
-Придумайте слова со звуком «А», в начале слова (арбуз, абрикос, ананас и т. д.)
-Слушайте внимательно, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если слово начинается со звуком «У» : жираф, улитка, удод, изюм, утка, узор, удочка.
Молодцы!
Воспитатель: А теперь внимание, следующее задание.
-Герои просят : «А сейчас, вы друзья узнайте нас»
(на доске картинки героев сказок)
Подскажите, из каких сказок эти герои?
Воспитатель: Дальше в путь шагаем, что нас ждет, не знаем!
-Посмотрите, сколько перед нами книг. И интересно, знакомы ли нам эти сказки?
-Предлагаю поиграть в игру «Узнай сказку по обложке».
(На столе лежат книги «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», дети по обложке должны вспомнить название сказки)
Воспитатель: (показывает книгу) –Это сказка… Федорино горе. Правильно. Молодцы!
Скажите, чему она нас учит? (бережному обращению с посудой, порядку)
-Айболит (быть добрым, заботиться о других, помогать);
-Мойдодыр (соблюдать порядок в комнате, личной гигиене)
-Кто автор этих сказок?
Дети: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель: Ребята, герои этих сказок перепутали все предметы. Помогите найти хозяина! Игра «Кому принадлежат предметы?»
(на столе разложены предметы, нужно угадать, кому они принадлежат)
1. мыло, полотенце, зубная паста и щетка –Мойдодыр.
2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода- Федорино горе.
3. Чашка, самовар, баранки, монетка-Муха-Цокотуха.
4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп-Айболит.
5. галоши, шоколад, перчатки, телефон- телефон
Молодцы ребята! Отправляемся дальше «Волшебное зеркало»
-помните сказку «заяц-хваста»? это волшебное зеркало из леса, оно все видит какие животные обижают друг друга, а какие много хвастаются. Ребята, как называется сказка в которой заяц всем хвастался? (заяц-хваста)
Предлагаю детям по очереди заглянуть в зеркало и по одному слову называть как хвастался заяц.
-У меня не усы, а… (усище)
-У меня не лапы, а… (лапища)
-У меня не глаза, а… (глазища)
-Не хвост, а ….(хвостище)
-Не зубы, а… (зубища)
Воспитатель: Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.
(появляется Василиса Прекрасная)
Василиса Прекрасная: какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее дарю. Но, сначала, ответьте на мой вопрос:
-Зачем людям нужны книги?
-Как нужно обращаться с книгами?
-Почему так говорят: «Будешь книги читать, будешь много знать»?
Василиса Прекрасная: Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите!
Воспитатель: спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся всем вокруг и друг другу.