Ольга Казакова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на ковре-самолёте» с использованием метода сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие на ковре-самолёте»
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Возраст: 6-7 лет
Цель: содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку, методом сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие на ковре-самолёте“ с использованием метода сказкотерапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Развивающие :
• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
• Расширять словарный запас детей;
• Формировать познавательный интерес;
• Учить связно пересказывать небольшие сказки;
• Развивать умение поддерживать беседу;
• Развивать творческие способности.
Воспитательные:
• вызвать положительный эмоциональный отклик при работе в группах;
• воспитывать умение соблюдать правила в работе в группах.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок : «Репка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Вершки и корешки».
Методы и приемы : игровые, словесные, наглядные.
Материалы и оборудование: доска, ноутбук, презентация, магнитофон или колонка, картинки с изображением героев сказок «Репка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», письмо, карточки с заданиями, конверт с надписью «Письмо», карточки для проведения игры «Что сначала-что потом», карточки для проведения игры «Кто за кем», изображение ключа, разрезанное на 4 части, медали.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как можно по-другому поздороваться?
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня в нашу группу пришло письмо. Интересно, что в нём написано. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Король Тридесятого Королевства. У нас случилась беда: злая Баба-Яга перепутала все сказки, да ещё и ключ от королевского замка спрятала. Мне срочно нужна ваша помощь. Помогите навести порядок в моём сказочном королевстве и найти ключ.»
Слайд 1
Воспитатель: дети, ну что, поможем Королю Тридесятого Королевства?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда нам нужно отправиться в сказочную страну. А на чём можно отправиться в путь? Как вы думаете?
Дети дают варианты ответов.
Воспитатель: ребята, у нас сегодня необычное сказочное путешествие, в которое мы отправимся на ковре-самолёте. Для начала каждому из вас нужно пройти тест, чтобы Король убедился, что вы хорошо знаете сказки. Король подготовил для вас задания.
Воспитатель достаёт задания из конверта и задаё т вопросы детям:
1. Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2. Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
3. Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
4. Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)
5. Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку("Репка")
6. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)
7. Кто развалил теремок? (медведь)
8. Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)
9. Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)
10. Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)
11. Кто первым повстречался с колобком? (заяц)
12. Что отпустил в прорубь герой из сказки "Лиса и волк" (хвост)
13. Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили - были)
14. О каком сказ. герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (петух)
15. Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)
16. Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка?" (из дерева)
17. Из какой сказки эти слова :
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
18. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
19. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
20. Что пела коза своим козлятам?
21. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились и теперь нам можно отправляться в путь. Но во время полёта нужно крепко держаться за ковёр-самолёт, поэтому нам нужно хорошенько размять пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Полетели….
Звучит волшебная музыка
Закрывайте, ребята, глазки и представляйте, что мы летим над красивейшими просторами нашей страны. Представили? А теперь открывайте глазки и скажите, пожалуйста, что вы видели? Только говорить нужно несколькими словами. Например, высокие горы, бурные реки…
Дети дают варианты ответов
II. Основная часть:
Воспитатель: вот мы с вами и оказались в сказочной стране.
Первым делом, нам нужно расколдовать названия сказок.
Воспитатель объявляет правила игры «Сказки-перевёртыши». Если воспитатель поднимает одну руку-отвечает один, выбранный им ребёнок. Если обе руки-то отвечают все дети хором.
Дети дают варианты ответов
«Ваня и заяц» («Маша и медведь»)
«Жаба-домоседка» («Лягушка-путешественница»)
«Мышь в туфлях» («Кот в сапогах»)
«Квадратик» («Колобок»)
«Лиса и шестеро цыплят» («Волк и семеро козлят»)
«Дворец» («Теремок»)
«Белый платочек» («Красная шапочка»)
Звучит волшебный звук
Воспитатель достаёт первый кусочек ключа.
Воспитатель: дети, посмотрите, что я нашла… Что это?
Дети дают варианты ответов.
Воспитатель: да, верно, это часть волшебного ключа от Королевского замка, значит мы на правильном пути. Так, так… Что же ещё лежит в конверте, что нам подготовил Король, давайте посмотрим.
Теперь нам нужно помочь героям сказок занять их очередь в своих сказках.
А сейчас, дети, попробуем разделиться на три группы, в соответствии с тремя сказками и встать (или сесть) по очереди, как появлялись герои в каждой сказке.
Детям раздаются карточки из конверта с изображением героев сказок «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Дети по очереди говорят, кто за кем и перед кем появился, используя слова : «Сначала, потом, первый, второй, за, перед, до, после, между»
«Кто за кем?»
Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Воспитатель: а вот и второй кусочек ключа. Ну что ж, все молодцы, предлагаю немного отдохнуть.
Проводится Игра «Менялки»
Участники содятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — водящий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого.». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами.
Воспитатель: а нам пора двигаться дальше, нам нужно поторопиться, пока Баба-Яга не обнаружила, что мы помогаем Королю.
Воспитатель достаём из письма следующее «послание».
Воспитатель: здесь написано, что герои сказок заблудились и им нужно помочь найти дорогу, каждый должен попасть в свою сказку.
Детям предлагается три изображения-сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Слайды 2-13
Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
Игра повторяется несколько раз.
«Помоги герою найти свою сказку».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: В презентации изображён герой сказки и две картинки – сюжеты сказки, в которой этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
Воспитатель: Какие вы молодцы, дети! А вот и ещё один кусочек ключа. И теперь самое сложное задание.
Нужно навести порядок внутри самих сказок.
Герои сказок разбежались, кто за кем появляется в сказке забыли, надо бы героям сказок помочь.
Каждому ребёнку раздаются карточки.
Проводится игра «Что сначала, а что потом».
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием! Вы получаете четвёртый, последний кусочек ключа.
Дети складывают ключ.
Слайд 14
Воспитатель: отправим ключ ответным письмом Королю.
Слайд 15
Вот мы и навели порядок в сказках, теперь можно возвращаться обратно в детский сад. Но дорога будет трудной, поэтому сделаем с вами укрепляющую гимнастику.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Пора возвращаться домой! Мы с вами все хорошо постарались сегодня. Имитируем движения полета на ковре-самолёте.
Вот мы вернулись в нашу группу.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по сказкам?
Дети: Да!
Воспитатель: На чем мы путешествовали?
Дети: На ковре-самолёте.
Воспитатель: А в каких сказках мы сегодня были?
Дети называют сказки
Воспитатель: Кто автор этих сказок?
Дети дают варианты ответов
Воспитатель: Правильно, мы сегодня вспоминали русские народные сказки.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: А что показалось сложным в нашем путешествии?
Дети: Отчеты детей…
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы точно уверены, что вы настоящие знатоки русских народных сказок. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам раздам медали, которые для вас передал Король в знак благодарности за оказанную ему помощь.
Раздаю детям медали.
Воспитатель: Занятие окончено. Спасибо!