Татьяна Шахарова
Занятие по ФКЦМ в подготовительной группе «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему «Природа - наш дом».
Автор конспекта НОД.
Шахарова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Црр- д/с №6» (ул. Бондаренко, д. 3).
Задачи приоритетной образовательной области:
Закрепить бережное отношение детей к природе
Публикация «Занятие по ФКЦМ в подготовительной группе „Природа — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу. Пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Закрепить правила поведения в лесу.
«Познавательное развитие» :
Развивать познавательные процессы детей, любознательность, творческие и интеллектуальные способности. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность. Развивать воображение, творческую активность. Развивать у детей интерес и уважение к профессии лесника. Выявить знания о птицах, деревьях. Формировать желание действовать с интерактивной доской.
«Речевое развитие» :
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологической речь; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха. Обогащать словарный запас детей по теме «Природа».
«Художественно - эстетическое развитие» :
Совершенствовать технику аккуратного раскрашивания фломастерами.
Формировать умение составлять гармоничную цветовую композицию, передовая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее, к художественной литературе, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.
«Физическое развитие» :
Совершенствовать двигательную активность, ловкость, формировать умение соотносить движения с текстом. Развивать крупную и мелкую моторику детей.
Целевые ориентиры:
Самостоятельно выполняет задания, заданные по плану; владеет средствами общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Проявляет инициативу и самостоятельность; владеет необходимыми умениями и навыками. Эмоционально отзывчивый, владеет предпосылками учебной деятельности, любознательный, активный. Развита крупная и мелкая моторика рук.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы о природе;
-рассматривание альбома о деревьях;
-беседа на экологические темы;
-разучивание экологических игр;
-просмотр презентации о лекарственных растениях, птицах;
-знакомство с правилами поведения в лесу;
-беседы о труде лесника;
-участие в экологической акции «Помоги птицам зимой».
Оборудование для педагога:
-интерактивная доска SMART;
- экологические знаки правил поведения в общении с природой;
-демонстрационный материал «Птицы»;
-мольберт;
-костюм лесника;
-ноутбук;
-презентация с загадками о растениях;
-аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц».
Оборудование для детей:
-бумага для рисования;
-фломастеры.
Содержание НОД.
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные
задачи
Воспитатель. Дети подойдите пожалуйста ко мне, обратите внимание какая сегодня прекрасная весенняя погода: солнышко светит, птички поют и у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнем и настроимся на занятие.
Проводится Артикуляционная гимнастика.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Воспитатель. А сейчас повторяем за мной чистоговорку, произносим слоги и слова отчётливо.
Жи – жи - жи – сказку расскажи.
Ша – ша – ша – сказка хороша.
Ву – ву – ву – сказка наяву.
Ра – ра – ра – нам читать пора.
Речевое развитие
(Коммуникативная деятельность)
Психогимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативность, способность анализировать свободное общение детей друг с другом и взрослым.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД Образовательная область
(вид деятельности) Формы работы Образовательные
задачи
Воспитатель: Что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу?
Дети: Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери.
Воспитатель: Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы?
Дети: Березняк, березовая роща.
Воспитатель: А где растут ели, сосны?
Дети: Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес.
Воспитатель: Много дубов?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: А что такое смешанный лес?
Дети: Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель.
Воспитатель: Молодцы!
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу и стрекозу.
Трели птиц, шёпот листвы,
Послушать лес хотите вы?
Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса», откройте – мы с вами уже в лесу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто главный в лесу?
Дети: Лесник.
Воспитатель: А зачем он нужен?
Дети: Лесник следит за порядком, охраняет зверей, кормит их зимой, бережет лес от пожаров.
Воспитатель: Посмотрите, в нашем лесу тоже есть лесник, и он пришел сегодня к нам в гости.
Лесник: Здравствуйте, ребята. Вы правильно сказали - я хозяин леса. Слежу за порядком, помогаю зверям и птицам, охраняю лес от браконьеров. А вы знаете, как нужно себя вести на природе?
Дети: Не мусорить, не рвать цветы, не ломать ветки, не убивать насекомых.
Лесник: Молодцы, ребята. А вы, любите природу? Чтобы по-настоящему любить природу, нужно знать правила.
Игра «Кто правильно назовёт?»
Лесник: Я вам буду показывать знаки, а вы объясните, что они обозначают (показ знаков «Берегите природу»).
-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух.
-Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое.
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу.
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.
-Не ловить бабочек - они красивы как и цветы, невесомы и ранимы.
-Не слушать громко музыку – она пугает птиц и зверей.
-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
Лесник: Молодцы ребята, правильно знаки назвали.
Воспитатель: Ребята, давайте о том, как надо вести себя в лесу прочтем стихи.
Дети читают стихи.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Лесник: Спасибо, ребята! Я уверен, что вы всегда будете соблюдать эти правила. А сейчас мне пора в лес. До свидания!
Воспитатель: Слушайте второе задание. На этом столе лежат картинки с изображением птиц. Их нужно назвать и разделить на две группы : зимующие и перелётные.
Зимующие: сорока, воробей, синица, ворона.
Перелё тные: соловей, скворец, ласточка, кукушка.
Воспитатель: Молодцы, порадовали меня.
Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Дети выполняют задания в кругу.
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Воспитатель: Ребята, в лесу можно увидеть много разных растений. Какие вы знаете?
Дети: Деревья, трава, цветы.
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать (показ слайдов на интерактивной доске).
1 слайд. Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт -
В лукошко подберёт (гриб).
2 слайд. Стоит Егорка
В Красной ермолке;
Кто ни пройдёт -
Всяк поклон отдаёт (ягода).
3 слайд. У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек (подсолнух).
4 слайд. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова,
Спилят - будут дрова (береза).
5 слайд. Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки:
Не ольха и не осина,
А красавица. (рябина).
6 слайд. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (крапива)
Воспитатель: Ребята, а как называются растения, которые помогают человеку?
Дети: Лекарственные растения.
Воспитатель: Посмотрите, на доске вы видите картинки разных растений и медицинскую аптечку. В нее надо сложить только лекарственные растения.
Работа с интерактивной доской SMART.
Воспитатель: Хорошо, ребята, вы многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных. А ведь в природе всё взаимосвязано. Ребята, я предлагаю вам самим придумать и нарисовать правила поведения в лесу.
Дети рисуют фломастерами правила поведения в лесу под спокойную музыку.
Речевое развитие
(коммуникативная деятельность)
Познавательное развитие (коммуникативная деятельность)
Познавательное развитие
(аналитико-синтетическая деятельность)
Художественно-эстетическое развитие
(чтение стихотворений).
Познавательное развитие
(аналитико-синтетическая деятельность)
Физическое развитие (двигательная деятельность)
Познавательное развитие
(коммуникативная деятельность)
Познавательное развитие
(аналитико-синтетическая деятельность)
Художественно- эстетическая деятельность (изобразительная деятельность).
Диалог
Сюрпризный момент
Игровая ситуация.
Игровая ситуация.
Физкультминутка
Презентация
Игровая ситуация.
Игра
Практическое задание
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Закрепить знания детей о профессии лесника.
Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.
Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха.
Развивать познавательную мотивацию, восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.
Совершенствовать двигательную активность, ловкость, формировать умение соотносить движения с текстом. Развивать крупную и мелкую моторику детей.
Развивать умение отгадывать загадки.
Формировать желание действовать с интерактивной игрой.
Совершенствовать технику аккуратного рисования фломастерами.
Формировать умение составлять гармоничную цветовую композицию, передовая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД Образовательная область
(вид деятельности) Формы работы Образовательные
задачи
Воспитатель: Ребята, какие хорошие знаки у вас получились. Что же они обозначают?
Дети: Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, разорять муравейники, жечь костры, мусорить.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня? Как теперь вы будете относиться к природе?
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, вспомнили, кто, где и как живет, узнали, какие бывают лекарственные растения, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и делать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.
А быть добрым помогает улыбка, подаренная
ласковому ветерку, цветам, солнцу, птицам и бабочкам, друг другу. Давайте с вами улыбнемся друг другу. Всем спасибо!
«Социально-коммуникативное
развитие»
(коммуникативная деятельность)
Ситуативный
разговор
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, скромность. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу обо всем живом на земле.