ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Перелет птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Перелет птиц"
Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием элементов проблемного обучения
Задачи:
Образовательные:1. Познакомить детей с особенностями жизни перелетных птиц :грача,ласточки,кукушки,дикой утки.
2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Закрепить умение подбирать слова-действия. Активизировать словарь сложными прилагательными.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Перелет птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме,умение рассуждать,сравнивать,решать проблемные ситуации.
5. Обогащать словарный запас:ластушонок,щебечет,курлычет,насекомоядные,водоплавающие.
Развивающие :1. Развивать интонационную выразительность речи,познавательную активность детей.
2. Развивать связную речь детей,творческое воображение,логическое мышление,внимание.
Воспитательные:воспитывать у детей умение не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Материал: презентация "Перелетные птицы",аудиозапись"Времена года","Голоса птиц",схематичные картинки полета птиц,схема для составления описательного рассказа,картинки с изображением перелетных птиц на каждого ребенка.
Ход занятия:
Звучит мелодия Чайковского "Осень".
-Дети,как вы думаете,о каком времени года эта мелодия? Как вы догадались?Что вы слышите? Какие приметы осени вы знаете?
Аудиописьмо:
-Здравствуйте,ребята. Это я,Незнайка. Я,как и вы хочу все знать. Прочитал,что осенью птицы улетают на юг. Но сегодня,гуляя в парке,увидел птиц. Почему одни птицы улетели,а другие еще нет? Ничего не пойму,что к чему. ?
Постановка проблемы:
-Как вы думаете,почему так происходит (предположения детей)
Беседа:
-Сможем ли мы помочь Незнайке?
-Как мы можем помочь ему разобраться в этой ситуации (узнать,почему одни птицы улетают раньше,а другие позже)
-Теперь проблема Незнайки и наша проблема.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с птицами.
-Посмотрите внимательно на птиц и скажите,чем они различаются (разные по размеру,разное оперение и т. д.)Давайте назовем их (разные по названию).
-А чем они похожи (одинаковое строение,у всех есть клюв и оперение.)
-А что еще обьединяет этих птиц (перелетные)Почему их называют перелетными? Назовите,каких еще вы знаете перелетных птиц.
Кто из вас знает,какие птицы улетают первыми? Как узнать (посмотреть в энциклопедии,сппросить у взрослых и т. д.)
Я вам предлагаю посмотреть на экран. Как называется эта птица?
-Опишите ее. У ласточки белая грудь,значит она какая? Длинные,острые крылья,длинный хвост.
-Что вы знаете о ласточке?
Вы видели этих птиц на земле (иллюстрация ласточки на проводах)
Значительную часть жизни ласточки проводят в воздухе
-Как вы думаете,чем питаются ласточки?Посмотрите внимательно на экран.
-Как вы думаете,что делают ласточки (ловят насекомых).Какими насекомыми они питаются?А что происходит с летающими насекомыми осенью?
Какой можно сделать вывод (с наступлением холодов все насекомые исчезают и ласточкам нечего кушать,следовательно они первыми улетают в теплые края).
Воспитатель обращает внимание детей на экран,где изображена следующая птица.
Кто знает,как она называется (кукушка).
Опишите. какая она (кукшка небольшая птица,с серым оперением,острым клювом)
-Что вы знаете о кукушке?
Кукушка не вьет никогда гнезда,ее птенцов высиживают другие птицы.
Кто знает,чем питается кукушка? Что происходит с гусеницами осенью?
Как вы думаете,когда они исчезнут (когда опадут листья,так как они питаются зелеными листьями).
Какой можно сделать вывод?Когда улетит кукушка (когда пожелтеют листья и исчезнут гусеницы).Поэтому,кукушки улетают вслед за ласточками.
Пальчиковая гимнастика:
Тили-тили,тили-тели (скрестить большие пальцы,помахать ладошками)
На юг птицы улетели.
Улетел скворушка-(поочередно сгибать пальцы,начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Жаворонок. соловей.
Торопились,кто скорей.
Цапля,лебедь,утка,стриж.
Аист,ласточка и чиж.
На юг птицы улетели,
И затихли птичьи трели (скрестить указательный и большой палец,изобразить,как поет).
Педагог обращает внимание детей на экран со следующей птицей.
-Как называется эта птица (грач).
-Как вы думаете,что делают грачи (ищут пищу)
-Где они ее находят?
-Что есть питательного в земле?
-С помощью чего они добывают себе пищу?
Рассмотрите и скажите,какой у него клюв (длинный,острый,крепкий)
Острый клюв,как можно назвать одним словом?
-Для чего нужен ему такой острый клюв?
-Что происходит с землей,когда наступают заморозки (почва замерзает и добыть пищу становится достаточно непросто).
-Какой можно сделать вывод,когда улетают грачи?
Вы сказали,что ласточка,кукушка,грачи питаются насекомыми. Как можно назвать их одним словом (насекомоядные).
А сейчас я предлагаю вам поирать в игру"У кого кто?"(с мячом)
Грач-грачонок,стриж-стриженок,утка,гусь,скворец,журавль,соловей,ласточка-ластушонок.
Педагог обращает внимание детей на экран с изображанием следующей птицы.
-Как называется эта птица (дикая утка)
-Скажите,чем отличается утка от других птиц?Например,от грача (они умеют плавать).
-Как вы думаете,что уткам помогает плавать?
Посмотрите,внимательно на картинку. (У них на лапах перепонки,с их помощью они могут плыть по воде.)
-Как вы думаете,птиц,которые умеют плавать,как одним словом можно назвать (Водоплавающие-слово состоит из 2 слов,вода и плавать.)
-Чем питаются утки (водоросли и мелкая рыба).
-Где находится их пища (в воде)
-Что происходит с водоемами поздней осенью?
-Как утки будут добывать себе корм?
-Какой можно сделать вывод (утки улетят в теплые края,когда замерзнут водоемы,т. есть утки улетают последними.
-Я предлагаю вам послушать голоса птиц. Кто как голос подает.
Запись голосов птиц.
-Грач что делает? (Кричит "гра",на что похож голос соловья?-поет. заливается,кукушка-кукует,ласточка-щебечет,журавль-курлычит. утка-крякает.)
Составление описательного рассказа про птицу по схеме(2 человека).
-Ребята,я предлагаю вам еще раз вспомнить,с какой проблемой обратился к нам Незнайка (почему птицы улетают в разное время).
-Что мы можем теперь сказать ему?
-От чего же зависит отлет птиц (от питания,от добывания пищи)
-Какие птицы улетают первыми (насекомоядные)
-А последними (водоплавающие).
-Ребята,как вы думаете,если мы повесим утепленные домики-кормушки для птиц,останутся ли птицы на зиму у нас?
Дети,как вы думаете,что было бы,если бы птицы не улетели (ответы детей).
Итог занятия :
-Как мы смогли помочь нашим Незнайке (Мы узнали причину,почему птицы улетают в разное время).