Ольга Трифонова
Конспект занятия по развитию речи с применением метода ниткографии «Куклы встречают гостей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи с применением метода ниткографии
НОД «Развитие речи».
Тема: «Посуда. Куклы встречают гостей».
Цель: формирование понятия «Посуда». Обогащение словаря по теме. Развитие лексико - грамматических категорий.
Коррекционно-обучающие задачи.
Познакомить с предметами посуды. Упражнять в умении словообразования. Совершенствовать синтаксическую сторону, грамматический строй речи. Автоматизировать правильное произношение ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с применением метода ниткографии „Куклы встречают гостей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развитие зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, выразительности речи, жестов и эмоций, моторных навыков.
Воспитывающие задачи.
Воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества.
Методы и приёмы.
Игровой, словесный, наглядный; дидактическая игра, речевые упражнения, практическая деятельность.
Оборудование: 2 куклы (большая и маленькая); посуда (большая и маленькая); игрушки; гуашь, нить, вырезанные (заранее) из бумаги предметы посуды.
Ход занятия.
1. Введение в тему и сообщение цели занятия. Развитие умения суффиксального способа словообразования. Игра «Куклы встречают гостей»
Здрав – ствуй – те! (3 движения на каждый слог: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, хлопок в ладоши). Сегодня куклы Катя и Зина принимают гостей. Сравните их. (Катя большая, а Зина – маленькая). Что обычно делают, когда ждут гостей? (Дети высказывают свои предположения). Куклы просят нас помочь накрыть праздничный стол.
Что нам для этого нужно? (Дети перечисляют предметы посуды). Чашки, блюдца, тарелки, чайник, ложки, вилки, ножи – это посуда. Кукла Зина маленькая, и посуда у неё тоже маленькая, поэтому называйте её ласково и ставьте на стол.
Дети называют большую посуду и маленькую посудку и ставят на стол:
Тарелка – тарелочка; чашка – чашечка; блюдце – блюдечко; стакан – стаканчик; поднос – подносик; кастрюля – кастрюлька; сковорода – сковородка; чайник – чайничек; ложка – ложечка; вилка – вилочка; нож – ножичек.
2. Развитие предметного словаря. Образование прилагательных от существительных. Составление описательных рассказов.
Давайте расскажем, какая посуда есть у кукол.
Дети составляют описательные рассказы о посуде: материал, составляющие части; цвет, размер, практическое применение.
Что это? (Чашка) Из чего она сделана? (Из фарфора – чашка фарфоровая) Какого цвета чашка? (Красная с белыми кружками) Что у неё есть? (Ободок, ручка, донышко). Какая она по размеру? (Маленькая) Для чего она нужна? (Чтобы пить).
Что это? (Тарелка). Из чего она сделана? (Из керамики - керамическая). Какая тарелка? (Синяя, глубокая). У тарелки есть края, донышко. Она нужна, чтобы накладывать еду.
Какой чайник? (Стеклянный). У чайника есть носик, крышка, ручка. Он служит для того, чтобы заваривать чай.
Ложки и вилки сделаны из серебра, значит, они. (серебряные).
Скажите, нам нужна на праздничном столе сковорода, кастрюля? (Нет). Для чего они нужны? (Жарить и варить).
3. Ориентировка в пространстве.
Сначала давайте сервировать стол для большой куклы Кати.
. Арина, поставь на стол тарелки; положи справа от тарелок ложки, потом ножи, а вилки – слева.
Ира, поставь блюдца впереди тарелок. На блюдца поставь чашки.
Максим, возьми чайник и поставь его в середине стола.
Теперь настала очередь сервировать стол для маленькой куклы Зины. (Дети ставят маленькую посудку на стол по аналогии с большой, проговаривая свои действия).
4. Образование существительных с помощью суффикса.
К нашим куклам пришли гости - игрушки. Они принесли куклам подарки - посуду. Что это?
Посуда, в которую кладут хлеб - хлебница, посуда, в которую кладут салат - салатница, для варенья - вареньица, для селедки - селедочница, для супа -. супница, для перца -. перечница, для соли -. солонка, для горчицы -. горчичница, для конфет -. конфетница, для сухарей -. сухарница, для масла -. масленка.
Куклы и нас приглашают на чаепитие. (Имитация).
5. Развитие координации речи и движения. Упражнение «Помощники».
Гостям пора домой. Давайте с ними попрощаемся. Что нужно сделать после ухода гостей? (Дети высказывают свои предположения). Куклы просят нас помочь им помыть посуду.
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши,
Мы посуду мыли, мыли (скользящие движения ладонями,
Чайник, чашку, блюдце, ложку (загибают пальцы,
Тёрли, тёрли мы немножко (скользящие движения).
Мы посуду перемыли,
Все узоры мы отмыли!
Украшенья мы стирали,
Так мы куклам помогали (пожать плечами).
6. Развитие тактильного праксиса, фантазии.
Что нужно сделать с белой посудой? (Разукрасить). А поможет нарисовать новые узоры волшебная ниточка.
Дети рисуют узоры методом ниткографии, оречевляя свои действия и высказывая фантазии.
Логопед - Берём.
Дети - Нитку.
Логопед - Нитку опускаем в.
Дети - Краску.
Логопед - Зигзагами или петлями на лист бумаги нитку.
Дети - Выкладываем.
Логопед - После того, как нить уложена, ее вторым листом бумаги.
Дети - Накрываем.
Логопед - И плотно оба листа друг к другу.
Дети - Прижимаем.
Логопед - Затем нитку за свободный конец.
Дети - Вытягиваем.
Логопед - Посмотрите, что (или кто) у вас получилось. Дорисуйте свои узоры, как подсказывает вам фантазия.
7. Развитие синхронности работы полушарий мозга. Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос».
А теперь подарим куклам новую посуду и попрощаемся с ними. До сви – да – ни – я! (выполнить 5 движений на каждый слог: одновременно левой рукой дотронуться до кончика носа, а правой рукой – за противоположное ухо (4 раза); отпустить нос и ухо, хлопнуть в ладоши).