Скляр Юлия Вадимовна
Занятие по развитию речи с приемами мнемотехники «Катины помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Скляр Юлия Вадимовна. Конспект НОД детям 3-4 года, развитие речи, мнемотехника.
Тема: Катины помощники
Программное содержание: Обогащение словарного запаса детей словами - признаками; развивать умение кодировать словосочетания в мнемокарты, получать информацию из мнемокарт; развивать навык самостоятельного составления простых предложений с предлогом и без предлога с опорой на мнемодорожки; развитие связанной речи, логического мышления.
Публикация «Занятие по развитию речи с приемами мнемотехники „Катины помощники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: Кукла, сундучок, мнемокарты (с схематическим изображением ежа, зайца, лисы, волка, кошки, мышки, собаки, косточки, лисы, колобка.
Ход ООД.
1. Сюрпризный момент.
На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой,
На дверях замок висит (сомкнуть ладони в «замок»)
За дверями стол стоит (накрыть правой ладонью кулачок левой руки,
Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить)
«Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони,
«Заходите, я не злой!» (руки в стороны, ладони вверх)
Воспитатель: - «Ой, ребята кто-то к нам стучится. Давайте посмотрим, кто же к нам в гости пришёл. Да это же кукла Катя к нам в гости пришла, она нам что-то принесла. Это сундучок. А что же в нем, давайте посмотрим? Это картинки. Кукла Катя не знает, что нарисовано на этих картинках и хочет, чтобы мы рассмотрели и рассказали ей, кто там нарисован. Давайте поможем кукле Кате, расскажем, что нарисовано на картинках?»
2. Основная часть.
• Работа с картинками
• Дидактическая игра «Какой? какая?»
Воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики. Перед воспитателем лежат заранее приготовленные мнемокарты (ежа, лисы, зайца и волка)
Показывает первую мнемокарту (еж).
Воспитатель спрашивает детей:
- «Ребята, кто же это здесь изображен?»
Дети: - «Еж!»
Воспитатель: - «Правильно, это еж».
Воспитатель: - «А теперь скажите, ёж какой?»
Дети: -«Ёж маленький, серый, колючий, тихий».
Показываю вторую мнемокарту (заяц.)
Воспитатель: -«Ребята, кто же это здесь изображен?»
Дети: - «Заяц».
Воспитатель: - «Правильно, это заяц».
Воспитатель:- «А теперь скажите, заяц какой?»
Дети: - «Заяц маленький, серый, пушистый, мягкий, трусливый, боязливый и пр…»
Показываю следующую мнемокарту (лиса).
Воспитатель: - «Ребята, кто же это здесь изображен?»
Дети: - «Лиса».
Воспитатель:- «Правильно, это лиса».
Воспитатель – «А теперь скажите, лиса какая?»
Дети: - «Лиса рыжая, пушистая, хитрая, коварная, хищница и пр…»
Показываю последнюю мнемокарту (волк)
Воспитатель: - «Ребята, кто же это здесь изображен?»
Дети: - «Волк»
Воспитатель: - «Правильно, это волк. А теперь скажите, волк какой?»
Дети: - «Волк серый, страшный, голодный, зубастый»
Воспитатель – «Молодцы! Вот что, Катя, было изображено на твоих картинках. Оставайся с нами, мы еще поиграем и ты узнаешь много интересного. Дети, давайте покажем кукле Кате пальчиковую гимнастику!»
(Сажу куклу Катю на стул)
• Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5 – будем пальчики сгибать, (сгибают и разгибают пальчики)
Их немножко разомнем (разминают пальцы на одной, потом другой руке)
И немножечко встряхнем. (встряхивают руками)
• Д/и «Подбери картинку» (перед воспитателем лежат карточки с изображением собаки, косточки, кошки, мышки, лисы, колобка)
Воспитатель: «Следующая игра тоже интересная, но мне нужен помощник». Предлагает любому ребенку подойти.
Воспитатель: - «Дети, передо мной на столе лежат картинки, сейчас мой помощник возьмет любую из них».
Воспитатель просит ребенка показать картинку детям, дети смотрят, называют изображение.
Затем воспитатель показывает остальные картинки по одной и спрашивает, какая из них подходит к той картинке по смыслу. Дети называют картинку подходящую по их мнению к первой картинке.
Получаются мнемодорожки из изображений :
Собака – косточка, кошка – мышка, лиса - колобок.
Воспитатель предлагает детям немного потанцевать с куклой Катей:
Физминутка. «Как у наших у зверят…»
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)
А устали ножки, хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
А потом вприсядочку (Приседания.)
Пляшут звери рядышком. (Бег на месте или по залу.)
Рассматривание мнемодорожек.
Затем воспитатель приглашает всех детей подойти к столу с картинками, посмотреть, что получилось.
Воспитатель предлагает детям составить истории из картинок.
Воспитатель: - «Ребята, посмотрите, мы с вами зашифровывали истории и у нас получилась целая дорожка слов – картинок. Давайте составим по ним предложения.
1-я мнемодорожка : кошка - мышка
- Какое предложение можно составить? (Кошка охотится за мышкой)
2-я мнемодорожка : собака - косточка
- Какое предложение можно составить? (Собака грызет косточку)
3-я мнемодорожка : лиса - колобок
- Какое предложение можно составить? (Лиса хочет скушать колобка)
Видишь, Катя, какие детки молодцы.
- Ну, а теперь выйдем на ковер и сделаем круг, поиграем.
• Игровое упр. «Кому дать».
- У меня есть мяч. Мы будем передать его по кругу и называть имя ребенка ласково – Катя – Катенька, Катюшка.
3. Рефлексия.
Что делали сегодня? Во что играли? Что интересного узнали? Вам понравилось играть со мной?