Людмила Хайдарова
Занятие по развитию речи с использованием ИКТ «Составление описательного рассказа о планете Земля» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия
«Составление описательного рассказа о планете Земля»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Возраст детей: 5-6 лет
Составила : Хайдарова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Аннотация
Публикация «Занятие по развитию речи с использованием ИКТ „Составление описательного рассказа о планете Земля“ (старшая группа)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Основная идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Поэтому главная цель моей работы это: развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Создание занятия-презентации включает три этапа :
1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.
2. Отбор речевого и наглядного материала.
3. Техническое исполнение презентации.
Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.
Данная презентация направлена на развитие речи в старшем дошкольном возрасте. Можно использовать для составления описательного рассказа по темам : «Планеты солнечной системы», «Рассказ о планете Земля». Также можно использовать в других предметных областях, как, например, Окружающий мир тема «Космос».
Технологическая карта занятия
Группа/Дата/Воспитатель Хайдарова Л. И. старшая группа компенсирующей направленности №10
Тема Составление описательного рассказа о планете Земля
Культурная практика (вид деятельности) Коммуникативная деятельность. Познавательная деятельность
Культурно-смысловой контекст Рассказать о планете Земля инопланетянину. Составление графического плана описания и использования его в уголке речевого развития.
Цель: Закрепление навыка составления рассказа с опорой на графический план «Планета Земля» в коммуникативной деятельности
Задачи (вместе с детьми)
Развивать умение пользоваться графическим планом при составлении рассказа;
Формировать навык составления рассказа с опорой на графический план, навык правильного построения предложения;
Закрепить четкость дикции при проговаривании чистоговорок, умение образовывать сравнительную степень прилагательных;
Обогащать словарь детей новыми терминами и понятиями;
Оценить понятие гордости за свою Родину, чувство доброжелательности к жителям других планет, рассказы других детей.
Оборудование Карта солнечной системы и картинки планет (в презентации, обручи, космическая музыка, картинки с изображением пищи космонавта.
Структурная часть Содержание ОД Способы организации детей, вид деятельности Предполагаемые результаты
(в результате
воспитанники
смогут.)
1. Организационно- мотивационный этап Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трем типам (С. Г. Якобсон) Станем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень: всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –Утро доброе начнётся.
Постановка вопроса, проблемы или определение цели и конечного результата.
Слайд 2 (письмо)
В. : Сообщает, что на электронную почту пришло сегодня странное сообщение, долго пыталась расшифровать. Оказалось, это сообщение от неизвестного существа.
Слайд 3 Фото (фото инопланетянина). Кто же это? Зачитывает сообщение от инопланетянина, он приглашает посетить свою планету и просит помочь узнать о планете Земля.
- Ребята, как же нам быть, как рассказать инопланетянину о нашей планете? Подумайте, что мы можем сделать для этого?
Решают отправится на планету Глория и рассказать о нашей планете. Коммуникативная
Фронтально
Правильно выстраивать предложение на вопрос воспитателя, давать полный ответ.
Составлять рассказ о космосе с опорой на графический план.
Подбирать антонимы к словам.
Уметь образовывать сравнительную степень прилагательных
Смогут оценить рассказ других детей дать характеристику рассказу, объяснить свою позицию
2. Информационно-практический этап
Создание условий для вариативной детской деятельности.
Непосредственная деятельность детей.
В. : Чтобы отправиться в космос необходимо пройти подготовку как настоящим космонавтам.
Слайд 4-9 Игра «Антонимы» (качества космонавта)
Состязание – игра «Центрифуга» (звучит космическая музыка, дети встают в обручи, кружатся в обруче и по команде «стоп» нужно остановиться, сохраняя равновесие).
Игра «Найди пищу для космонавта» (деление на команды способом по расчету на 1-ый, 2-ой)
В. : Подготовку прошли, отправляемся в полёт на планету Глория, которая находится в другой галактике, просит экипаж занять свои места на корабле.
Перед полетом произносим чисто говорку: Мы летим все на планету, на планету Глория. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали!
Ссылка на видео фрагмента занятия : https://youtu.be/QUCF6QGy5lg
Звучит космическая музыка, демонстрация слайдов (по шелчку)
Галактика (слайд10)
1. Солнце (слайд 11)
2. Меркурий (слайд 12)
3. Венера (слайд13)
4. Земля (слайд14)
5. Марс (слайд15)
6. Юпитер (слайд16)
7. Сатурн (слайд17)
8. Уран (слайд18)
9. Нептун (слайд19)
10. Глория (слайд20)
В. : Прибыли на планету Глория, инопланетянин оставил очередное голосовое сообщение на телефон (рассказ о своей планете).
Слайд 21 (графический план)
В. : Но инопланетяне ничего не знают о нас и нашей планете. Как быть?
Составление рассказа Землян о своей планете по графическому плану, воспитатель предупреждает, что ответы записываем, лучший отправим.
1. Какую форму имеет наша планета и как называется?
2. Почему на Земле происходит смена времен года?
3. Почему происходит смена дня и ночи?
4. Что есть на Земле?
5. Кто обитает на нашей планете?
6. Почему я люблю свою Землю?
В. : Нужно возвращаться на нашу планету. Занимают свои места на корабле, отправляемся! Три, два, один – пуск!
Слайд 22 Звучит космическая музыка, ракета улетает. Вот мы и снова на своей любимой планете.
Необходимо отправить рассказ о планете Земля. Нам нужно определиться, чей же рассказ о нашей Земле был лучше, кто смог более подробно рассказать о нашем с Вами Доме? Как вы считаете? (дарят звезды лучшему рассказчику, считают). Воспитатель отправляет самый лучший рассказ инопланетянам.
Коммуникативная
Познавательно-
Исследовательская
Фронтально, деление на команды способом по расчету на 1-2
3. Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия В. : На какой планете мы с вами побывали? Что нам рассказал о своей планете инопланетянин? Нам удалось помочь узнать инопланетянину о нашей планете? Как? Какое задание было для вас трудным, интересным? Кому мы еще можем рассказать о нашей планете? Что бы вы еще хотели узнать о космосе?
Предлагаю тем, кому показалось наше путешествие увлекательным, и кто еще хотел бы попутешествовать, прикрепить ракету на одной из неизведанных планет, а тем, у кого, что- то не получилось, грустное настроение отправить ракету на Землю.
Коммуникативная
Рефлексивная
Фронтально
Ссылка на видео фрагмента занятия :