Юлия Конькова
«Дарить добро». Проект по социально-нравственному воспитанию с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка "Дарить добро" направлена на формирование у детей дошкольного возраста понятия о доброте и альтруизме через активные практические действия. Главная мысль этой программы заключается в том, что воспитание нравственности у детей осуществляется не только через слова, но и через поступки. Когда я задумалась о том, что необходимо создать и реализовать проект по этому направлению, родители с большим удовольствием и чувством долга поддержали нас в участии различных акциях, направленных на помощь другим, например, изготовление подарков для пожилых людей или участие в благотворительных мероприятиях. Такой подход способствует развитию эмоционального интеллекта, сочувствия и понимания ценности добрых дел, формируя у детей положительные нравственные ориентиры и желание быть полезными обществу.
Проект по социально-нравственному воспитанию с детьми 5-6 лет.
«Дарить добро»
Разработала: Конькова Ю. А.
МКДОУ детский сад 24 п. г. т. Верхние Серги
И если мы педагоги дарим добро и само дело
конкретное и адресное,
то ребенок, а вместе с ним и его родители,
с готовностью откликаются на него.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 г. – декабрь 2025 г.
Участники проекта:
• Дети в возрасте 5-6 лет, количество - 20 человек.
• Воспитатель группы: Конькова Ю. А.
• Родители воспитанников.
Цель проекта:
через организацию социально-значимой деятельности формировать представления об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи проекта:
1. Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков у дошкольников.
2. Формирование у детей опыта морального, этического сопричастности, милосердия, быть добрее друг к другу и нравственного поведения, и общения.
3. Способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.
4. Развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.
5. Воспитывать у воспитанников детского сада чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
6. Информировать воспитанников о социальных проблемах города.
7. Сплочения детского коллектива путем проведения проектной деятельности.
Актуальность:
Современное общество – это общество потребления. А потому, сколько бы мы ни говорили о том, как нам в целом трудно живется, мы должны признать: в подавляющем большинстве случаев условия жизни современного ребенка очень комфортные. Наши дети не всегда могут понять, что значит тяжелая болезнь или нужда, что значит остаться без крыши над головой, или без родных, если ни они сами, ни их близкие не сталкивались с подобными проблемами. Так изначально живущее в каждом ребенке чувство готовности помочь, прийти на помощь ближнему, постепенно притупляется. Чем старше становится ребенок, тем труднее бывает это чувство в нем пробудить.
И уже сейчас совершенно очевидно, что нам необходимо создавать условия для того, чтобы чувство милосердия и сочувствия в наших детях окончательно не угасло. Вот почему так важно вовлекать детей и их родителей в разнообразные благотворительные дела.
Актуальность для общества:
Совместная деятельность детей и родителей – хорошая организационная и ценностная основа для социального закаливания и повышения уровня духовности семьи.
В рамках проектной деятельности в детском саду прошли акции:
-Акция «Добрые слова не лень нам говорить каждый день!» в процессе которой, детьми было выработано правило, говорить каждый день, как можно больше добрых слов окружающим нас людям.
-Акция «День пожилого человека» включила в себя следующие дела: поздравление с Днем пожилого человека. Дети изготовили открытки, выучили стихи. 1 октября - День пожилого человека
В этот день наши дети вместе с воспитателем организовали поздравительную акцию "Подари открытку бабушке и дедушке".
Данная акция носила доброжелательный характер, вызвав у детей положительные эмоции при создании открыток. А затем дети прогулялись по улицам любимого посёлка, поздравили бабушек и дедушек, поделились с ними радостью и заботой!
Формирование доброго, уважительного отношения к старшему поколению у детей дошкольного возраста - одна из приоритетных задач воспитания!
Будьте живы и здоровы,
Всех встречайте добрым словом.
Мои дедушки, бабули
Очень - очень вас люблю я!
-Акция «Напиши письмо солдату», дети вместе со своими родителями и воспитателем организовали команду "Ребята-добрята"!
Одно из добрых и важных дел команды - помощь военнослужащим СВО к празднику День Победы! Отправили продукты для полевой кухни, вещи на фронт.
Дети своими руками сделали подарки, открытки и вместе с родителями подписали их, тем самым вложили в них частичку своего душевного тепла и доброты.
Письмо поддержки для наших солдат - это большое дело маленького гражданина!
-Акция добра «Дети детям!», в рамках Всероссийского проекта «Живые письма дошкольников» https://vk.com/club216981396 в преддверии празднования Дня Победы, старшая группа детского сада со своим воспитателем Коньковой Юлией Александровной создали Поезд времени «Мы вместе ковали Победу». Данный проект позволяет рассказать детям о Великой Отечественной войне, о подвиге народа в боях и в тылу. А также способствуют взаимодействию детских садов в разных городах, объединённых общей темой. Наши дети обменялись поездом с ребятами из детского сада города Серпухов, Московской области. В своём Поезде Победы ребята разместили информацию о том, как наш посёлок помогал фронту, какое участие принимал в достижении общей цели – защите нашей Родины от фашизма, а также детей ждал сюрприз из сладостей и сувениров с символикой родных городов.
-Акция «По дороге доброты» маленькие волонтёры со своими родителями и воспитателем собрали подарки для несовершеннолетних детей социально-реабилитационного центра Нижнесергинского района. Воспитатель провела Мастер- класс с детьми и родителями «Куколка для друга». Эта акция была организована к международному празднику ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ.
Детство – очень важный период жизни человека, и мы, взрослые, должны сделать его интересным и радостным, дать ребятам возможность развивать свои способности и раскрывать таланты. Обеспечить безопасное и счастливое детство для ребят, привить им духовно-нравственные ценности и научить их видеть прекрасное – наша приоритетная государственная задача.
-Акция «Поможем природе вместе», организация субботника на территории детского сада, труд детей в уголке природы «Уход за комнатными растениями»
Цель мероприятия:
- развитие экологического образования, экологической культуры и просвещения детей дошкольного возраста;
- формирование у детей богатого внутренней потребности любви к природе, бережному отношению к ней, воспитанию культуры природолюбия;
- развитие потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности, осознание ребенком необходимости сохранения, охраны и спасения природы родного края.
- Акция «С Днём Победы пожилой человек". Дети готовят подарки своими руками и поздравления.
-Акция «С Новым годом пожилой человек». Дети с воспитателями готовят подарки своими руками и поздравления.
Ожидаемые результаты:
- Создание в группах необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
- Бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных.
- Воспитание гуманных чувств.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.
- Понимание детьми социальных проблем города.
Деятельность педагога и родителей:
• Изучить литературу по теме проекта.
• Разработать этапы проекта ознакомления с терминами «сострадание, милосердие».
• Разработать конспекты занятий и сценарий мероприятий акций;
• Подобрать и систематизировать игры и игровые упражнения, изготовить дидактический материал для игр, тематические картины для проведения бесед.
• Провести родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;
• Продумать формы работы с родителями и педагогами в процессе реализации проекта.
Деятельность педагога и детей:
• Выступление с детьми с музыкальными номерами в доме интернате «Золотая осень».
• Выступление на педсовете: консультация для воспитателей «Родители и дети».
• Индивидуальные консультации родителям «Что необходимо ребенку для духовного развития».
• Беседы: «Хороший друг познается в беде», «Добрый и злой», «Помощь родителям дома», «Вежливость», «Мои хорошие поступки», «Кто такой Ветеран?», «Милосердие», «Самый добрый в группе», «Мой друг самый лучший», «Доброта спасет мир».
• Чтение произведений: Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», В. Маяковский “Что такое хорошо, что такое плохо”, Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», Н. Носов «Живая шляпа», В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным», С. Я. Маршак «Друзья-товарищи», Г. Остер «Вредные советы», В. Осеева «Добрые слова», Е. Благинина «Подарок», А. Барто «Вовка – добрая душа».
• Игры: «Что значит быть добрым?», «Волшебные картинки», «Комплименты», «Мышь и мышеловка», «Ветер дует на …», «Все наоборот», «Подумаю немножко, хлопну по ладошке». Цель: оценка эффективности проведенной работы.
• Анкетирование родителей.
• Презентация проекта «Дарить Добро».
• Участие в городском семинаре с презентацией Проекта «Реализация идей гуманистической педагогики в ДОУ».
• Фотовыставка «Как я помогаю дедушке и бабушке».
• Участие родителей и детей в акциях «День пожилого человека», "С Новым годом пожилой человек", «С Днём Победы пожилой человек".
• Посильная помощь, участие в жизни пенсионеров, ветеранов труда.
• Родительское собрание «Добро – что может быть дороже?»
• Беседа с детьми «Что нового я узнал о словах «Милосердие», «Благотворительность», «Волонтерство».
• Участие в акциях добра «Дети детям!».
• Проведение Недели Вежливости.
• Проведение Дня маленького помощника.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Сентябрь
Повышение собственной профессиональной компетенции:
- подбор и изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников со значением слова «милосердие», «благотворительность», «волонтёрство»;
- изучение опыта работы педагогов других дошкольных учреждений по данной проблеме.
-изготовление дидактических игр и пособий.
- оснащение предметно-развивающей среды.
Основной этап
Октябрь
1. Анкетирование родителей на тему: «Какую роль играет семья в воспитании дошкольника»
2. Цикл бесед с детьми «Кто нуждается в помощи?».
3. Участие в акции: «День пожилого человека»
4. Операция «Кормушка» - сотвори добро, накорми птиц (совместно с родителями и детьми изготовление кормушки, вывешивание на участок).
5. Дидактическая игра «Оцени поступок».
6. Подготовка (изготовление открыток и разучивание стихотворений) и участие в акции «День пожилого человека»
Ноябрь
1. Беседа с детьми на тему «Дети нуждаются в помощи?»
2. Словесная игра «Цепочка ассоциаций»
3. Игра на внимание «Телефон» (добрые слова)
4. Беседа на тему «Лучший подарок для друга»
5. «Чтение художественной литературы» С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»
6. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у друга»
7. Подготовка и участие в акция «Добрые слова не лень нам говорить каждый день!»
Декабрь
1. Беседа с детьми «Как я люблю своих бабушек и дедушек», «Традиции семьи»
2. Сюжетно-ролевая игра «У мамы на работе», «Встреча гостей».
3. Чтение художественной литературы: М. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат ручки».
4. Труд – изготовление поздравительных открыток для пожилых людей дома-интерната «Золотая Осень»
5. Подготовка (разучивание стихотворений и танцевальных номеров) и участие в акции "С Новым годом пожилой человек"
Январь
1. Беседа с детьми «Как дети могут помогать и оказывать милосердие», «Мой друг», «Мои друзья», «Мои домашние обязанности».
2. Сюжетно-ролевая игра «На отдыхе», «Едем в гости к бабуле».
3. Чтение художественной литературы: М. Матвеева «Теплый хлеб», Е. Благининой «Посидим в тишине».
4. Подготовка и участие в акции добра «Дети детям изготовление плаката «Дарить Добро», а дети совместно с родителями написали пожелания и добрые слова больным детям и плакат был отвезен в детскую больницу.
Февраль
1. Беседа с детьми «Что я знаю о детстве моей мамы, моего папы», «Самый добрый поступок папы».
2. Сюжетно-ролевая игра «Подарок любимым», «На почте», «На кухне».
3. Дидактическая игра «Ласковые слова», «Доскажи словечко».
4. Чтение сказок: «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Синяя чашка».
5. Праздник с родителями «Подари улыбку».
6. Создание детьми подарка для самых любимых, для мам и пап, бабушек и дедушек. (поделка).
7. Участие в акции: «Напиши письмо солдату»
Март
1. Беседа с детьми «Традиции нашей семьи», «Как хорошо играть вместе».
2. Чтение детской литературы: Чтение произведений: Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»
3. Показ детьми сказки «Доброта».
4. Фото - выставка «Мои добрые друзья».
5. Участие в акции: «Дети детям!»
Апрель
1. Беседа с детьми «Что нового я узнал о доброте?».
2. Чтение детской литературы: «Тайное становится явным».
3. Презентация «Дерево добрых дел».
4. Праздник-конкурс с участием родителей «Моя дружная семья».
5. Труд- изготовление открыток с поздравлением к 9 мая для пожилых дома-интерната «Золотая Осень».
6. Разучивание песен, танцев и стихов к акции «С Днём Победы пожилой человек"
7. Участие в акции: «Поможем природе вместе».
Май
1. Участие в акции «С Днём Победы пожилой человек"
2. Участие в акции «По дороге доброты», посвящёный Дню защиты детей.
Заключительный этап
Работа с детьми:
1. Опрос «Что дети узнали о доброте, милосердии».
Работа с родителями:
1. Вручение благодарности за активное участие
2. Создание «Сердечки для семьи» в технике «Эбру»
Работа с педагогами:
1. Презентация «Итоги проекта».
Результаты проекта
1. Созданы в группах необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
2. Дети научились договариваться, оказывать друг другу поддержку.
3. Дети научились бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных.
4. У детей сформировалось чувство милосердие и сострадания;
5. сформировалось толерантность и доброжелательность в общении со сверстниками и с людьми преклонного возраста.
6. Дети познакомились с произведениями, пословицами и поговорками о добре.
7. У детей и родителей появилось понимание социальных проблем города.
8. Сплочения детского коллектива и родителей.
Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения будет продолжаться, т. к. очень важно прививать молодому поколению толерантность, милосердие, сочувствие к людям, нуждающимся в помощи. Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, наши дети не потеряли способность познавать мир умом и сердцем.
Список используемой литературы:
1. В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.
2. Г. Б. Голуб, Е. А Перелыгина «Основы проектной деятельности». Учитель, 2008г.
3. Г. А. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ» - Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Аркти, 2011г.
4. К. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Сфера, 2009г.
5. Л. И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г. ;
6. М. В. Дубова «Организация проектной деятельности дошкольников, Детство-Пресс, 2008г.
7. Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993г.
8. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.
9. Под редакцией М. А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.
10. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г. ;
11. Т. А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г. ;
Интернет – ресурсы:
1.http://festival.1september.ru.
2.http://www.uchmag.ru
3.http://eduhmao.genum.ru