Антонова Татьяна
Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в прошлое карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое карандаша»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и происхождением его названия.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;
- совершенствовать графические навыки;
Публикация «Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы „Путешествие в прошлое карандаша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты с помощью мнемо таблицы?
Развивающие :
- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
- развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
- развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей словами : графит, рубашка, аквалангист, пополнять словарь детей прилагательными.
-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
- воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Индивидуальная работа:
- Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
- Оказывать помощь при ответах на вопросы;
- Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.
Предварительная работа:
- Создание коллекции простых карандашей;
- Рисование на свободную тему простым и цветными карандашами.
- Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик»
Оборудование:
Набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, карты наблюдений — по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного; коллекция простых карандашей;
Методические приемы:
-Проблемная ситуация: Как появился карандаш?
- Динамическая пауза;
- Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;
- Рассказ воспитателя «История о создании карандаша»;
- Практическая работа «Рубашка для графита»;
- Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;
- Игры и эксперименты с карандашом.
- Гимнастика для глаз с карандашом;
- Рассматривание коллекции простых карандашей;
- Анализ занятия.
Ход занятия:
1. Игра Приветствие?
Дети и воспитатель встают в круг.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а кто знает какой сегодня день?. варианты ответов детей
Дети, вы не догадались, послушайте загадку, что это?
Воспитатель загадывает детям загадку:
Палочки волшебные в руки я беру.
Ими нарисую я все, что захочу.
Домик, речку и грибочки,
Солнце, небо и цветочки.
Нравятся мне палочки, палочки такие.
Сверху деревянные, а внутри цветные.
- Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня «День карандаша!»
Ребята, а кто знает, что означает слово «Карандаш»?.»Кара»-черный, «даш»- камень, в переводе с турецкого, «Черный камень».
Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.
РАЗНЫЕ КАРАНДАШИ, С ЛАСТИКОМ, ПРОСТОЙ КРУГЛЫЙ, МНОГОГРАННЫЙ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ, не заточенный, обломки /бирюльки/.
Подбор прилагательных, какой?
/Красный, желтый, длинный, простой, деревянный, легкий, гладкий, многогранный, короткий, длинный. /
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего можно использовать карандаш? /рисовать, строить фигуры вместо счетных палочек (колодец, погреметь, порыхлить и тд.
А вам как будущим школьникам, где понадобиться карандаш? Как вы будете его использовать?
«Веселая гимнастика с карандашом»
(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Графический диктант. /пишем/?/спинки ровно и тд.
ФИЗМИНУТКА
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Плавно руки опустили,
всем улыбки подарили.
-А вы знаете историю появления карандаша? Чем люди в древности рисовали, делали записи /варианты ответов детей/
КАРТИНКА/НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ/ Рассматривание…
- Действительно, древние люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени.
-Чем они делали наскальные рисунки? Камнями.
Но однажды…послушайте историю, что произошло давным давно в Англии…
Мощная буря, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями какое-то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.
ПОКАЗАТЬ это вещество, дать потрогать, понюхать!
Назвали это вещество — графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать. Повторите слово графит. Как вы думаете, пользоваться графитом было удобно? / он сильно пачкал руки/. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов.
Опыт 1.
А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли так. Что такое рубашка -O- Одежда для карандаша.
Педагог: Какие они? (Пачкают руки). Как можно было решить эту проблему? (Люди зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой)
-Ребята, я вам предлагаю подумать, людям каких профессий необходим карандаш?/версии детей/
2 опыт.
Вот какие факты мы узнали о свойствах простого карандаша. Карандаши верно и надежно служат людям много лет. И подумаем, кому же они пригодятся. Дети делятся на 2 команды, одна команда выполняет рисунок простыми карандашами на мокрой бумаге, а другие на сухой.
Получились рисунки? Людям каких профессий, может понадобятся эти качества и кто использует карандаши под водой? /Аквалангисты/
Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой.
Безотказен карандаш и в космосе, в условиях невесомости. А еще карандаш используют полярники на полярных станциях и ледниках.
И еще много других профессий, где люди используют простой карандаш.
Ребята, мы сегодня с вами многое узнали?
А теперь давайте разделимся на 2 команды и попробуем рассказать о карандаше с помощью картинок.
-Вам понравилось наше занятие?
-Что нового вы сегодня узнали?