Светлана Полищук
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Мебель. Части мебели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно-образовательная:
—учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.
Коррекционно-развивающие :
— упражнять детей в назывании частей мебели;
— закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
—расширять и активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательная:
—воспитывать у детей интерес и уважение к труду.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: сюжетная картина с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной, для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской, предметные картинки с изображением мебели.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Логопед: Послушайте и отгадайте загадки.
В этом доме этажи называют полками,
Тут белье мое лежит:
Кофточки с футболками.
Все всегда на месте в доме:
Сарафан, халат и шарф,
Как зовется этот домик?
Угадали? Это. (Платяной шкаф.)
Днем спит на ней подушка,
А вечером Андрюшка. (Кровать.)
На нем сидят, телевизор глядят.
Если устали, то полежат. (Диван.)
За стеклом на полках в ряд
Книги разные стоят. (Книжный шкаф.)
Под крышей ножки,
А на крыше суп да ложки. (Стол.)
2. Объявление темы.
Логопед: Как назвать одним словом: платяной шкаф, кровать, диван, книжный шкаф, стол? Правильно, мебель. Сегодня на занятии мы поговорим о мебели. Как же она пришла к нам в дом? Послушайте внимательно и узнаете.
3. Вводная беседа.
Мебель
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они срубили его и отправили на лесопилку.
На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера-краснодеревщики. Они выпилили части, собрали их, покрыли краской и лаком, упаковали мебель и отправили в мебельный магазин.
Покупатели выбрали в магазине новую мебель. Мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Ребята! Посмотрите внимательно на картину, которая находится перед вами.
Логопед выставляет изображение дома и его комнат.
Логопед: Что вы видите на картине? Да, это дом. Но обратите внимание, что все комнаты пусты. Чего недостает в комнатах? (Мебели.) Давайте вместе расставим мебель по комнатам. Вы должны назвать мебель, а затем сказать, куда ее нужно поставить.
Дети выходят к доске выбирают мебель (картинки, рассказывают, для какой комнаты эта мебель предназначена.
Дети: Кухонный стол, табурет — это кухонная мебель. Ее нужно поставить на кухню. Это детская мебель. Я поставлю ее в детскую комнату. Это мебель для прихожей. И т. д.
Логопед: А как используют различную мебель? Для чего она нужна?
Игра «Что для чего нужно?». Подбор глаголов. Что делают за письменным столом? (Пишут.) За обеденным? (Обедают.) За кухонным? (Готовят пищу.) Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать.) Стул? (Чтобы сидеть.) Платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду.) Посудный шкаф? (Чтобы хранить посуду.) Книжный шкаф? (Чтобы хранить книги.)
Логопед: Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, в которой вы будете говорить все наоборот. Игра «Скажи наоборот». Подбор к словам слов-антонимов.
Старая мебель — новая мебель,
тяжелая — легкая,
старинная — современная,
большая — маленькая,
взрослая — детская,
мягкий диван — жесткий диван,
грязная — чистая,
высокий шкаф — низкий шкаф,
широкая кровать — узкая кровать,
тонкие ножки у стола — толстые ножки,
открыть шкаф — закрыть шкаф,
поставить посуду на полку — взять посуду с полки,
внести мебель в квартиру — вынести из квартиры,
сломать кресло — отремонтировать кресло.
Физкультминутка.
Коля, Коля,
Николай,
За собою убирай! Дети идут по кругу друг за другом.
У тебя ленивы руки: Хлопают в ладоши.
Под столом ремень и брюки, Приседают.
Не в шкафу рубаха, «Рисуют» четырехугольник.
Николай — неряха.
И. Демьянов Грозят пальчиком и качают головой.
Игра «Назови части». Дети называют части предметов мебели.
Стол — ножки, крышка.
Кресло — ножки, подлокотники, сиденье, спинка.
Стул — ножки, сиденье, спинка.
Шкаф — ножки, дверцы, полки.
Игра «Один — много». Образование имен существительных в форме множественного числа.
Одна полка, а много. (Полок.)
Один диван, а много. (Диванов.)
Один стол, а много. (Столов.)
Один шкаф, а много. (Шкафов.) И т. д.
5. Итог занятия.
Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии? Назовите предметы мебели. Из чего можно изготовить мебель? Отгадайте, что это.
Ножки, дверцы, полки. (Шкаф.)
Ножки, спинка, подлокотники, сиденье. (Кресло.)
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 8-9)
• Игра «Магазин мебели». Детям предлагается представить, что они в мебельном магазине; дать ему название и сосчитать предметы мебели по образцу. Один стол, два стола. пять столов.
• Игра «Назови ласково». Диван — диванчик, стол, стул, кровать, шкаф и т. д.
• Игра «Один — много». Полка — полки, стол, кровать и т. д.
• Игра «Назови части» («Отгадай, что это?»). Спинка, сиденье, ножки. Что это? (Стул.) Из каких частей сделан стол? (Из ножек, крышки.) И т. д.