arinadadova
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи «Звук и буква У»
▼ Скачать +Заказ
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи
Тема: «Звук и буква У».
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с механизмом образования звука У;
развивающие :
- развивать у детей фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, силу голоса;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
воспитательная:
Расширять у детей представление об окружающем мире.
Ход занятия
1. Орг. Момент.
Публикация «Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи „Звук и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Разграничение понятий: звук и буква. Практическое закрепление.
ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
Какие же они звуки речи?
Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревло солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.
ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ
На обратной стороне звуки - не умели петь, им было очень грустно, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)
Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.
БУКВЫ
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
2. Основная часть.
– Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
Уля приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах :
Уши, улитка, утюг, утка, улица.
- Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
- Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».
3. Артикуляция звука.
- Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
- Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
- Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
4. Физминутка.
Пальчиковая игра: «Ветер».
5. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» :
а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.
6. Игра «Один-много».
- Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.
7. Соотношение звука с буквой.
- Послушайте стихотворение:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
- Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
8. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ).
9. Выкладывание буквы «У» из палочек.
- Сколько вам понадобилось палочек?
10. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.
- звуковой анализ и синтез слогов типа УТ, УП, УК.
-выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
- звуковой анализ слов типа СУК с составлением графической схемы.
Закрепление.