Ирина Тимофеева
«Праведный труд». Занятие по программе «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Праведный труд»
Задачи
1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
2. Развивать речевые умения: говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли.
3. формировать умение понятно вести диалог с педагогом;
выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослыми и услышанного.
4. Воспитание у детей уважения к труду.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнемся им. Улыбнемся друг другу.
На стуле в корзине прикрытые салфеткой лежат булочки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Посмотрите ребята что это? Правильно это хлеб. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкое прошлое, и узнаем, как издавна люди жили, трудились и откуда взялся хлеб? Сейчас мы все сядем на стульчики, закроем глаза и переместимся в стародавние времена. (Звучит народная музыка, показ слайдов жизнь людей на Руси). Ребята открывайте глаза и посмотрите на экран, как жили люди на Руси.
Дети как вы думаете, что такое праведный труд? Ответы детей. Праведный труд – это труд, основанный на правде справедливости, труд на общую пользу. Давным-давно семейное воспитание было направлено на подготовку детей к труду в жизни. (Показ слайда 1) Привычки, воспитанные в детстве, сохраняются в человеке на всю жизнь. Привык к работе и работа будет доставлять радость. Труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Раньше в нелегком труде, объединялась вся семья.
А сейчас я прочитаю рассказ П. Засодимского «Откуда взялся хлеб», но в нём есть слова, которые использовались в речи людей живших давно на Руси. Мы с вами узнаем их значение. Первое слово жатва. Жатва это время уборки хлебов (показ слайда). Следующее слово овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы. Давайте вместе повторим слово овин. (Показ слайда). А что такое сноп? Может, кто то - из вас знает? Сноп – пучок срезанных колосьев. (Слайд) Еще одно новое для вас слово молотьба – отделение зёрен из колосьев. Ну, вот мы и познакомились с новыми для вас словами, и готовы внимательно слушать рассказ.
Откуда взялся хлеб
/из истории труда хлебороба/
П. Засодимский
Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. (Показ слайда №1) Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. (Слайд№2) Долго ходит он, наконец, засеял все поле. Потом запряг Пеганку в борону и заборонил семена.
- Ну, Слава Богу. Посеял хлебушко! Какой-то урожай на будущий год Бог пошлет?
(слайд №3)Вот пришла зима. Было холодно. Петя сидел в избе. Редко когда удавалось ему надеть сестрин полушубок и валенки и выбежать на улицу.
Долго тянулась зима, но все, же кончилась. (Показ слайда №4) Наступила весна. Петя бегал по полям, видел, как на той полосе, где осенью сеял отец, зазеленелась рожь. (Показ слайда №5)За лето рожь выросла, выпустила и налила колос и пожелтела. (Показ слайда №6)Пришло время жатвы. Отец и мать с раннего утра уходили в поле. Петя часто бегал в поле, носил им обедать. Он видел, как они жали рожь серпами, связывали в снопы, а снопы складывали один на другой в копны. Вот тяжелые снопы покрыли все поле.
Отец запряг лошадь и говорит Пете:
- Поедем, сынок, привезем с поля хлебушка.
(слайд№7)Привезли снопы в овин, высушили их и стали молотить. Намолотили много зерен. Отец стал подкидывать их лопаткой. Ветер далеко относил мякину и всякий сор, а тяжелые семена падали в одну кучку. (Слайд№8)Потом отец повез зерна на мельницу и Петю взял с собой. Тут Петя увидел, как из этих зерен получилась мука.
(слайд№9)Привезли муку домой, и мать Пети из свежей муки замесила лепешки. Вкусные вышли лепешки.
Вопросы к рассказу
1. Как называется рассказ. Ответы детей
2. Ребята, о чём этот рассказ? Ответы детей.
Рассказ П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» расказывает о нелёгком труде хлебороба.
3. Как вы думаете можно ли назвать хлебороба трудолюбивым? - (Работает целый день, с утра до позднего вечера, делает добрые дела).
4. Можно ли труд хлебороба назвать легким?
Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
После трудов праведных люди веселились, играли в разные игры. Мы с вами тоже сейчас поиграем в одну из них.
Дедушка Сысой…
Играющие выбирают дедушку Сысоя. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. п., будут показывать. Они подходят в дедушке Сысою и поют:
Здравствуй, седой, Словно ступочкой.
дедушка Сысой. А послушай,
Не тряси бородой, Что мы скажем!
Словно веничком; Да посмотри,
Не стучи клюшечкой, Что мы покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Сысой отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Сысоем. И игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
IIчасть Ресурсный круг
Дети отвечают на вопросы: Для чего люди трудятся? Когда ты трудишься, какое чувство у тебя?»
IIIчасть Рефлексия. Оформление страницы «Праведный труд»
Ну, вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой. (Звучит волшебная музыка) Давайте закроем глаза и переместимся в наше время в наш любимый детский сад «Брусничку». Мы дома, ребята вам понравилось наше путешествие? Что доброе захотелось вам сделать после сегодняшнего разговора?
А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.