Алана Агаева
Занятие по профессиональному выгоранию консультантов телефона «Доверие» Центра диагностики и консультирования «Доверие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
o Снятие эмоционального напряжения.
o Познакомить с понятием и причинами эмоционального выгорания.
o Познакомить со способами снятия эмоционального напряжения
Оборудование:
- листы А4,
- цветные карандаши,
- воздушные шары,
- мяч.
План:
1. Вступительная часть (5 минут)
2. Основная часть (40 минут)
3. Заключение (5 минут)
1. Игра – приветствие «Я сегодня вот такой».
Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения
Публикация «Занятие по профессиональному выгоранию консультантов телефона „Доверие“ Центра диагностики и консультирования „Доверие“» размещена в разделах
- Диагностика
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Телефон доверия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Содержание: участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая» – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, - называют имя водящего. Повторяют имя – сегодня вот такая – повторяют жесты, мимику приветствующего их игрока». Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. После игры можно провести обсуждение, задав игрокам следующие вопросы:
- легко ли было изобразить свое состояние;
-легко ли было повторить движения, мимику водящего;
- приятно ли было, когда кто-то в точности повторял ваши движения, интонацию.
2. Мини – лекция «Профессиональное выгорание»
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога является еще более сложной, поскольку и педагог, и психолог в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с учителями. Причем, иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» специалиста окажется переполненной, и любое взаимодействие в системе человек-человек будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Синдром профессионального выгорания – не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд профессий, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального выгорания, поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей личности. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории профессий.
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что в свою очередь уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей и психологов брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе (огромное количество учебных часов, в детском саду (работа в две смены, а зачастую – дополнительная работа, связанная с репетиторством, с уходом за детьми. Ко всему этому, представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что, несмотря на все усилия, дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалам.
Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга (СПб, 2002, высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании и др.
Перегрузки на работе не могут не сказаться на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство –женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.
Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в школе или в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем или воспитателем. Негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и к учителю.
3. Правила группы
Цель: принятие правил работы в группе.
Ведущий предлагает участникам вытянуть листочек на котором записано правило и зачитать его в слух.
1. Не говорить друг другу плохо
2. Не выносить сор из избы
3. Поддерживать друг друга
4. Не перебивать и слушать друг друга
5. Быть откровенными в выражении чувств
6. Не опаздывать
7. Быть активными в работе
8. Шутить и улыбаться
9. Начинать и заканчивать занятия вовремя
10. Говорить по одному
11. Уважать чужое мнение
4. Выявление целей, с которыми участники пришли на тренинг.
- Что ожидают от встреч
-Какую информацию хотели бы получить
-Какие пожелания для группы у них есть
5. Опросник (Б. Лосик, 2006) для определения уровня вашего истощения. Прочитайте нижеследующие утверждения и напротив них поставьте цифры, соответствующие вашему сегодняшнему состоянию:1-никогда, 2-редко,3-время от времени, 4-часто, 5-всегда.
Утверждения Баллы
Вы с большим усилием встаете утром с постели и с беспокойством встречаете наступающий день
Вы ощущаете печаль, беспокойство и подавленность по пути на работу
Вам неприятно начинать работу утром или после обеда
Вам не хватает энергии в течение рабочего дня
Вы часто ловите себя на том, что в течение рабочего дня вас клонит ко сну или вы клюете носом
Вы думаете о постороннем или испытываете затруднения при концентрации на решаемой задаче
Вы пытаетесь на работе от всех изолироваться
Вы боитесь участвовать в собраниях
Вы внезапно бросаетесь в слезы
Вы чувствуете себя перегруженным большим количеством работы
Вы полагаете, что и вы, и ваша работа всем безразличны
Вы считаете, что ваша работа скучна
Вы полагаете, что вам платят меньше, чем следует
Вы думаете, что ничего не можете сделать в течение рабочего дня
Вы ощущаете слабое удовлетворение от работы
Вы с трудом исполняете предельные сроки
Вы избегаете или откладываете принятие важных решений, связанных с работой
Вы чувствуете себя опустошенным в конце рабочего дня
После работы вы домосед
У вас проблемы с ночным сном
Общая сумма:
Интерпретация ваших баллов:
85-100: вы сильно истощены и находитесь в состоянии большого стресса. Вы должны немедленно начать реализовывать программу по ослаблению стресса на работе, так и вне ее, иначе рискуете заболеть. Рассмотрите возможность получения психологической консультации. Пройдите медицинский осмотр, если вы его несколько лет не проходили.
70-84: вы подвергаетесь уровню стресса от умеренно высокого до высокого и быстро приближаетесь к первым стадиям истощения. Вам необходимо выработать программу по ослаблению стресса как в течение рабочего дня, так и после него. Вам необходимо внести изменения в работу, может быть обсудить уровень вашей нагрузки с начальником и коллегами.
55-69: вы, возможно, не осознаете и не чувствуете этого, но у вас тем не менее имеется большая вероятность дойти до истощения, связанного с работой. Чтобы предотвратить истощение, рекомендуется какая-нибудь форма ослабления стресса и ежедневного восстановления сил.
40-54: вы не находитесь под стрессом и вам не угрожает истощение. Просто помните об уровне стресса в конце каждого рабочего дня и предпринимайте соответствующие действия, когда это необходимо.
6. Упражнение «Воздушные шары».
Материалы: 2 воздушных шара, фломастер.
• Попытайтесь составить список типичных факторов стресса: работа, личная жизнь, смена привычного режима, мысли о старости.
• Расположить в порядке убывания.
• Сосредоточьтесь на самом сильном факторе. Вспомните, как вы на него обычно реагируете, а затем надуйте шарик, представляя, что вы отдаете ему отрицательные эмоции.
• Теперь возьмите иголку и проткните шар. Представьте, что ваши отрицательные эмоции в один миг улетучились.
• Надувайте второй шарик, наполняя его положительной энергией. Подберите слово, обозначающее положительные эмоции и напишите на шарике.
• Какие образы возникают у вас теперь в связи с данной ситуацией. Изобразите их схематично в виде рисунков на шаре.
• Подбросьте шар вверх и попытайтесь закрепить в сознании образы. Когда вновь столкнетесь с ситуацией, вспомните об этом шарике и что там было написано.
7. Релаксация «Храм тишины»
Материалы: релаксационная музыка.
8. Игра – приветствие «Имя – качество»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Участники передают мяч и называют качество, начинающееся с первой буквы имени.
9. Упражнение «Говорящие руки».
Цель: предоставить участникам новый опыт общения (бессловесный). Упражнение стимулирует развитие доверия к членам группы.
Необходимо образовать два круга встав лицом друг к другу. Сейчас мы будем общаться в парах молча, только с помощью рук. Я буду говорить, что нужно передать партнеру, а вы должны будете передать это только руками, не говоря ни слова.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Помириться руками.
3. Выразить поддержку с помощью рук.
4. Пожалеть руками.
5. Выразить радость.
6. Пожелать удачи.
7. Попрощаться руками.
Вопросы для обсуждения:
- Что было легко, что сложно?
- Кому было сложно молча передавать информацию?
- Кому легко?
- Когда вы выполняли задания ведущего, обращали ли внимание на информацию от другого человека или больше думали, как передать информацию самим?
10. Упражнение «Порой я балую себя»
Участникам предлагается в течение нескольких минут ответить на вопрос, как они умеют себя баловать? Затем им раздаются бланки «Девять советов М. Беркли – Ален. Порой я балую себя» Участники сравнивают свои ответы и выявляют из предложенных им, те которые они могут использовать в своей жизни.
Мини-лекция: Цена улыбки
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто её одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.
Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношений и служит паролем для друзей.
Она - вдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!
Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Итак, если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь.
Рефлексия.
Участники группы делятся впечатлениями и обсуждают услышанное.
- Когда мы можем поделится улыбкой?
- Какие чувства при этом испытываем?
- Насколько важны для вас понимание и поддержка?