МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые»

Лидия Ефремова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи

o Закрепить знания детей о насекомых;

o закрепить навык счета в пределах 10;

o развивать умение делать выводы;

o способствовать развитию логического мышления: умение находить закономерность и продолжать ее;

o развивать внимание, память устную речь;

o закрепить учебные умения (решение задач, устный счет);

o развивать умение использовать в речи предлоги;

o воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;

o способствовать развитию познавательного интереса к учебной деятельности;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах

Оборудование, используемый методический инструментарий:

Карточки с загадками, иллюстрации насекомых, индивидуальные листы с заданиями («Дорисуй бабочку», «Божьи коровки», демонстрационная таблица с насекомыми, стрекоза на проволоке и рисунок «Лесная опушка»

Ход занятия

1. Организационный момент

Утренний круг

Сядем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

2. Основная часть

Воспитатель:

- Послушайте загадки:

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мед дала

Беспокойная …

(пчела)

Очень тоненько жужжит

И над нами он кружит.

Берегись и млад и стар :

Кровь сосет у всех …

(комар)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

В этом городе живут

Только те, кто любит труд.

Дружные жители –

Дети и родители!

То упавшую хвоинку,

То засохшую травинку –

Все заметят, подберут.

Ведь недаром их лесными

Санитарами зовут.

(муравьи, муравейник)

Воспитатель выставляет на наборное полотно демонстрационные картинки с изображением насекомых. Выставляя картинки, воспитатель обращает внимание детей на разнообразие насекомых каждoгo вида.

- На Земле насчитывается более 140 тысяч видов бабочек. Их крылья покрыты мелкими чешуйками, которые содержат красящие вещества и обеспечивают чудесную окраску бабочек. Если взять бабочку в руки, то можно повредить эти хрупкие чешуйки и тогда бабочка погибнет.

А разных видов жуков в природе существует еще больше, чем бабочек, - около 300 тысяч видов. У всех жуков прочные передние крылья - их называют надкрыльями. Они служат прикрытием, защитой для задних крыльев, перепончатых, сложенных на брюшке. У некоторых видов жуков задних крыльев не бывает - такие жуки не могут летать.

Муравьи - самые известные «общественные» насекомые. Строя свои «города», муравьи четко распределяют свои обязанности. Например, среди муравьев есть рабочие. Они строят муравейник с многочисленными ходами и собирают гниющие растения, чтобы прокормить колонию. Главным рабочим орудием этих муравьев являются мощные челюсти. Рабочие сильны своей солидарностью, так как постоянно и во всем помогают друг другу и действуют сообща.

Другие муравьи защищают колонию. Их называют солдатами. Это большеголовые муравьи с сильными челюстями. Когда попадается какая-нибудь крупная жертва, то солдаты разрывают ее на кусочки.

Все муравьи колонии выводятся из яиц, отложенных одной самкой, королевой. Королева откладывает до 30 тысяч яиц в день. Из-за такого количества яиц она очень толста. Самка муравья может жить так же долго, как и человек.

А вот охраняют муравьиные яйца, ухаживают за ними муравьи-няньки. Они следят за тем, чтобы температура всегда была подходящей, - поэтому перетаскивают яйца из подземных ярусов муравейника в верхние и наоборот.

Пчел человек стал «приручать» очень давно, строя им специальные домики-ульи, чтобы пчелы снабжали людей медом и воском. Пчелы - это тоже общественные насекомые, они не могут существовать поодиночке, живут большими семьями*.

Воспитатель:

-Внимательно посмотрите на картинки и скажите,

какие общие признаки есть у всех насекомых?

После того как дети сформулируют свои наблюдения, воспитатель подводит ИТОГ: у всех насекомых 6 лапок, тело разделено на 3 части, у всех есть усики.

Поместить картинку с изображением паука и попросить детей ответить на вопрос: паук - это насекомое?

Проводя сравнительный анализ иллюстраций, дети могут самостоятельно прийти к выводу, что пауки насекомыми не являются. (ученые относят пауков к совершенно особому виду живых существ.)

Воспитатель:

- Как вы думаете, куда исчезают насекомые зимой?

(Некоторые забиваются в щели коры деревьев. Оттуда их

всю зиму стараются достать шустрые синички.

Некоторые зимуют в щелях домов, в сухой траве и под листьями, укрытые одеялом из снега.

Есть насекомые, которые откладывают осенью яички, хорошенько их прячут у корней деревьев, в упавшей листве, а сами умирают.

А есть бабочки, которые улетают от нас в теплые края, со

всем как перелетные птицы.)

Процесс развития насекомых

. Бабочка откладывает яички.

. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они активно

питаются, поедая листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут уничтожить практически всю листву на каких-то растениях.

. После того как гусеница, наедаясь, вырастает до определенных размеров, она начинает выделять тонкую нить из специального отверстия на брюшке, и обматывает себя этой нитью, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.

. Внешне куколка кажется совершенно неподвижной, но

внутри у нее идут серьезные процессы, происходят изменения.

. Из куколки вылупляется бабочка.

«Вредные» насекомые. Зачем они нужны?

Бабочки питаются нектаром цветов или соком фруктов. Они практически безвредны. А вот личинки бабочек - гусеницы - могут нанести большой вред растениям.

Такие вредные насекомые, как саранча, могут уничтожить

посевы пшеницы или ржи на больших площадях. Летая целыми - стаями, они нападают на хлебные поля и уничтожают урожай.

Комар - еще одно насекомое, которое приносит нам много

неприятностей. От укусов комаров страдают и взрослые, и дети.

Возникает вопрос: зачем в природе существуют такие «вредные» насекомые? Они не приносят человеку никакой пользы, а лишь один вред (воспитатель выслушивает мнения детей).

- Почему большинство птиц является перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и вновь возвращаются лишь весной? (Зимой для них нет корма - насекомых. Многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы.) В природе не существует «бесполезных» или «вредных» растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.

- Божьи коровки, построили себе дом. В домике 9 квартир. 8 уже заселены, одна еще свободна. А желающих в нее поселиться - целых 6. Как же быть? Попросили божьи коровки нас рассудить по справедливости, кому достанется квартирка.

Подумайте и решите, какая из них поселится в ней?

Закономерности заключаются в строках таблицы. Сначала нужно внимательно рассмотреть букашек в верхней строке таблицы, пересчитать пятнышки у них на крылышках. Какую Закономерность заметили дети? Пятнышек у всех божьих коровок по 6, а распределены они так: у первой букашки - 2 и 4, у второй - 1 и 6, у третьей - 3 и 3.

Соблюдается ли эта закономерность во второй строке? Да.

У букашек во второй строке по 5 пятнышек на крыльях: 2 и 3, 1 и 4, 0 и 5.

В третьей строке у двух божьих коровок по 4 пятнышка: 1 и 3, О и 4. Значит, у недостающей божьей коровки должно быть 4 пятнышка. Вспоминая состав числа 4, дети приходят к выводу, что пятен должно быть по 2 на каждом крылышке.

«Дорисуй бабочку»

Каждому ребенку выдается листок в клетку с рисунком половинки бабочки. Детям предлагается дорисовать бабочек.

- Вы помните, что строение тела у бабочки симметричное, значит, рисовать надо, как в зеркальном отражении.

3. Итог

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Наши неприятные соседи-насекомые» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень» Цель: Формировать умения различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки. Задачи: - учить выделять признаки.

Конспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - активизировать познавательную активность детей, обогащать новыми знаниями по теме «насекомые»; - пополнять словарный.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группы Цель: создание условий для обогащения знаний детей о мире насекомых. Программные задачи: - Развивать познавательный интерес к окружающей.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Юные микробиологи» Программное содержание: • сформировать у детей элементарные представления о микробах, об их пользе и вреде; • познакомить детей с профессией.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа вокруг нас» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Занятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группыЗанятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - научить детей распознавать насекомых по отличительным признакам; - обогащать словарный запас детей новыми словами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые»
Опубликовано: 8 января 2024 в 23:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД