Лидия Ефремова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи
o Закрепить знания детей о насекомых;
o закрепить навык счета в пределах 10;
o развивать умение делать выводы;
o способствовать развитию логического мышления: умение находить закономерность и продолжать ее;
o развивать внимание, память устную речь;
o закрепить учебные умения (решение задач, устный счет);
o развивать умение использовать в речи предлоги;
o воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
o способствовать развитию познавательного интереса к учебной деятельности;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Оборудование, используемый методический инструментарий:
Карточки с загадками, иллюстрации насекомых, индивидуальные листы с заданиями («Дорисуй бабочку», «Божьи коровки», демонстрационная таблица с насекомыми, стрекоза на проволоке и рисунок «Лесная опушка»
Ход занятия
1. Организационный момент
Утренний круг
Сядем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть
Воспитатель:
- Послушайте загадки:
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала
Беспокойная …
(пчела)
Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад и стар :
Кровь сосет у всех …
(комар)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
В этом городе живут
Только те, кто любит труд.
Дружные жители –
Дети и родители!
То упавшую хвоинку,
То засохшую травинку –
Все заметят, подберут.
Ведь недаром их лесными
Санитарами зовут.
(муравьи, муравейник)
Воспитатель выставляет на наборное полотно демонстрационные картинки с изображением насекомых. Выставляя картинки, воспитатель обращает внимание детей на разнообразие насекомых каждoгo вида.
- На Земле насчитывается более 140 тысяч видов бабочек. Их крылья покрыты мелкими чешуйками, которые содержат красящие вещества и обеспечивают чудесную окраску бабочек. Если взять бабочку в руки, то можно повредить эти хрупкие чешуйки и тогда бабочка погибнет.
А разных видов жуков в природе существует еще больше, чем бабочек, - около 300 тысяч видов. У всех жуков прочные передние крылья - их называют надкрыльями. Они служат прикрытием, защитой для задних крыльев, перепончатых, сложенных на брюшке. У некоторых видов жуков задних крыльев не бывает - такие жуки не могут летать.
Муравьи - самые известные «общественные» насекомые. Строя свои «города», муравьи четко распределяют свои обязанности. Например, среди муравьев есть рабочие. Они строят муравейник с многочисленными ходами и собирают гниющие растения, чтобы прокормить колонию. Главным рабочим орудием этих муравьев являются мощные челюсти. Рабочие сильны своей солидарностью, так как постоянно и во всем помогают друг другу и действуют сообща.
Другие муравьи защищают колонию. Их называют солдатами. Это большеголовые муравьи с сильными челюстями. Когда попадается какая-нибудь крупная жертва, то солдаты разрывают ее на кусочки.
Все муравьи колонии выводятся из яиц, отложенных одной самкой, королевой. Королева откладывает до 30 тысяч яиц в день. Из-за такого количества яиц она очень толста. Самка муравья может жить так же долго, как и человек.
А вот охраняют муравьиные яйца, ухаживают за ними муравьи-няньки. Они следят за тем, чтобы температура всегда была подходящей, - поэтому перетаскивают яйца из подземных ярусов муравейника в верхние и наоборот.
Пчел человек стал «приручать» очень давно, строя им специальные домики-ульи, чтобы пчелы снабжали людей медом и воском. Пчелы - это тоже общественные насекомые, они не могут существовать поодиночке, живут большими семьями*.
Воспитатель:
-Внимательно посмотрите на картинки и скажите,
какие общие признаки есть у всех насекомых?
После того как дети сформулируют свои наблюдения, воспитатель подводит ИТОГ: у всех насекомых 6 лапок, тело разделено на 3 части, у всех есть усики.
Поместить картинку с изображением паука и попросить детей ответить на вопрос: паук - это насекомое?
Проводя сравнительный анализ иллюстраций, дети могут самостоятельно прийти к выводу, что пауки насекомыми не являются. (ученые относят пауков к совершенно особому виду живых существ.)
Воспитатель:
- Как вы думаете, куда исчезают насекомые зимой?
(Некоторые забиваются в щели коры деревьев. Оттуда их
всю зиму стараются достать шустрые синички.
Некоторые зимуют в щелях домов, в сухой траве и под листьями, укрытые одеялом из снега.
Есть насекомые, которые откладывают осенью яички, хорошенько их прячут у корней деревьев, в упавшей листве, а сами умирают.
А есть бабочки, которые улетают от нас в теплые края, со
всем как перелетные птицы.)
Процесс развития насекомых
. Бабочка откладывает яички.
. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они активно
питаются, поедая листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут уничтожить практически всю листву на каких-то растениях.
. После того как гусеница, наедаясь, вырастает до определенных размеров, она начинает выделять тонкую нить из специального отверстия на брюшке, и обматывает себя этой нитью, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.
. Внешне куколка кажется совершенно неподвижной, но
внутри у нее идут серьезные процессы, происходят изменения.
. Из куколки вылупляется бабочка.
«Вредные» насекомые. Зачем они нужны?
Бабочки питаются нектаром цветов или соком фруктов. Они практически безвредны. А вот личинки бабочек - гусеницы - могут нанести большой вред растениям.
Такие вредные насекомые, как саранча, могут уничтожить
посевы пшеницы или ржи на больших площадях. Летая целыми - стаями, они нападают на хлебные поля и уничтожают урожай.
Комар - еще одно насекомое, которое приносит нам много
неприятностей. От укусов комаров страдают и взрослые, и дети.
Возникает вопрос: зачем в природе существуют такие «вредные» насекомые? Они не приносят человеку никакой пользы, а лишь один вред (воспитатель выслушивает мнения детей).
- Почему большинство птиц является перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и вновь возвращаются лишь весной? (Зимой для них нет корма - насекомых. Многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы.) В природе не существует «бесполезных» или «вредных» растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.
- Божьи коровки, построили себе дом. В домике 9 квартир. 8 уже заселены, одна еще свободна. А желающих в нее поселиться - целых 6. Как же быть? Попросили божьи коровки нас рассудить по справедливости, кому достанется квартирка.
Подумайте и решите, какая из них поселится в ней?
Закономерности заключаются в строках таблицы. Сначала нужно внимательно рассмотреть букашек в верхней строке таблицы, пересчитать пятнышки у них на крылышках. Какую Закономерность заметили дети? Пятнышек у всех божьих коровок по 6, а распределены они так: у первой букашки - 2 и 4, у второй - 1 и 6, у третьей - 3 и 3.
Соблюдается ли эта закономерность во второй строке? Да.
У букашек во второй строке по 5 пятнышек на крыльях: 2 и 3, 1 и 4, 0 и 5.
В третьей строке у двух божьих коровок по 4 пятнышка: 1 и 3, О и 4. Значит, у недостающей божьей коровки должно быть 4 пятнышка. Вспоминая состав числа 4, дети приходят к выводу, что пятен должно быть по 2 на каждом крылышке.
«Дорисуй бабочку»
Каждому ребенку выдается листок в клетку с рисунком половинки бабочки. Детям предлагается дорисовать бабочек.
- Вы помните, что строение тела у бабочки симметричное, значит, рисовать надо, как в зеркальном отражении.
3. Итог