Алла Филимонова
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Удивительный подводный мир»
▼ Скачать +Заказ
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: выявление уровня сформированности знаний о морских обитателях у детей
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Занятие по познавательному развитию в средней группе „Удивительный подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- уточнять и закреплять знания детей о морских обитателях.
Развивающие :
- развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, речь;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, эмоционально-положительное отношение к природе;
Воспитательные:
- продолжать воспитывать умение работать в коллективе, желание
прийти на помощь;
- воспитывать умение видеть красоту и многообразие подводного мира, заботливое, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские отношения.
Активизация словаря: батискаф, морское дно, щупальца, присоски, кораллы.
Оборудование: изображение батискафа, силуэты морских обитателей, сундук с карточками к дидактической игре «Ассоциации», аквариум, наполненный слаймом, салфетки, подносы с фигурками морских обитателей, аудиозаписи: крик дельфина, погружение батискафа, шум моря, песенка – игра «Морские обитатели»
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая.
Методы и приемы:
- словесный метод (указание, вопросы к детям, загадывание загадок, беседа, художественное слово);
игровой метод (путешествие, дидактическая игры «Узнай по силуэту», «Ассоциации») физминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, метод поощрения.
Предварительная работа: краткосрочный проект «Удивительный подводный мир» (3 недели)
- рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир» «Волшебная страна - Подводное царство», фотоальбома «Морские обитатели», репродукции картин И. К. Айвазовского «Черное море», «Девятый вал»;
- беседы: «Морские обитатели», «Почему вода в море соленая?», «Может ли человек жить в море?», «Кто такие рыбы?», «Водолазы и подводные аппараты», «Чем питаются обитатели моря?», «Кто такой Нептун?» ;
- чтение художественной литературы: Софи Тата «Что таится в морских глубинах?»,
Н. А Кнушевицкая «Медуза», «Акула», «Морская звезда», «Электрический скат»,
В. М. Мёдов «В океане и джунглях», Атлас для детей «Рептилии и рыбы», «Морские животные», Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Сахарнов «Кто в море живет?», Э. Успенский «Разноцветная семейка», Т Домаренок «Морские спасатели», Н. Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов И. Сударевой «На дне морском»
- театрализованная игра: «Теремок на морской лад»;
- сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в океанариум», «Кругосветный круиз».
- чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях;
отгадывание загадок;
- просмотр и обсуждение:
- просмотр мультфильмов: «В поисках Немо», «В поисках Дори», «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Подводная братва».
-видеосюжетов: «Красивый отдых. Египет. Подводный мир», «Обитатели водной среды», «Экзотические медузы», «Обитатели моря»; «Песенки для детей Медуза»;
- разучивание физминутки «А рыбы в море плавают вот так…»;
- разучивание пальчиковых игр: «Пять маленьких рыбок», «Веселый осьминожка», пальчиковая гимнастика с мячиками Су-джок «Черепаха»;
- дидактические игры: «Собери картинку», «Назови рыбку», «Кто где живёт», «Кого не стало?» и др ;
- словесные игры: «Отгадай загадку», «Найди предмет по описанию» ;
- подвижные игры : «Рыбак и рыбки», «Море волнуется»;
- сенсорная коробка «Морские обитатели»;
- слушание музыкальных произведений: слушание шума моря, Ю. Антонов «Море», Беби Шарк «Акуленок», шоу-группа «Карусель» «Я рисую море», песня из мультфильма «Осьминожки», Ж. Колмагорова «Буги-вуги для осьминога», танец Медуз, игра танец «Морские обитатели» музыкальная пальчиковая гимнастика Е. Железновой «А под пальмой краб сидит»;
- опыты: «Питание кита», выращивание кораллов, «Эффект Моря»(с морской солью,свойства песка (Сухой и мокрый, рисование на сухом песке);
- продуктивная деятельность:
- нетрадиционное рисование с использованием восковых мелков и акварели «Рыбки плавают в море», раскрашивание раскрасок «Морские обитатели», рисование на песочном подносе «Медуза», «Рыбки»;
- лепка с использованием природного и бросового материала: «Морские крабы», «Черепашки», «Золотая рыбка»;
- аппликация: «Морские черепашки» (обрыв салфетки, «Осьминоги», «Акула-каракула»;
- рассматривание плакатов «Безопасное поведение на пляже»
Продолжительность НОД: не более 20 минут
Ход НОД.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята! А вы любите мечтать? (ответы детей)
Воспитатель: О чем мечтаешь ты, а ты? (ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, когда я была маленькой, мечтала отправиться в кругосветное путешествие по морям и океанам, и больше всего на свете мне хотелось отправиться на морское дно и посмотреть подводный мир. Вы мне поможете осуществить мою детскую мечту?
Давайте вместе отправимся в морское путешествие. Прежде чем мы отправимся в наше путешествие, вспомним как нужно вести себя в незнакомом месте? ( дети вспоминают правила поведения: внимательно слушаем воспитателя, от воспитателя не отходим, ничего без разрешения не трогаем, не шумим, не разбрасываем мусор)
Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, вы готовы к путешествию.
Ребята, скажите пожалуйста, а кто из вас уже был на море? А какое оно море?
Море какое? (голубое, синее, глубокое, сильное, огромное, могучее, а еще какое оно? Какая вода в море? (соленая) Значит море какое (Соленое) Правильно соленое. А вы знаете, что у моря, как у человека меняется настроение. Оно может быть ласковым, спокойным, а может быть грозным, сердитым, бурным.
Воспитатель: Ребята, на как же мы сможем опуститься на морское дно? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты. Но я хочу предложить вам еще один вариант. Вы знаете, есть такой аппарат для исследования морских глубин, называется «Батискаф» (показывает батискаф).
Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью
Кто может повторить, как называется этот аппарат? (Предлагаю 2-3 детям повторить слово) Давайте вместе скажем «Батискаф».
Ребята, чтобы нам все рассмотреть под водой давайте подготовим наши глазки, сделаем с вами гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Рыбка»
Рыбка плавала, ныряла (открывают и закрывают глаза)
Рыбка хвостиком виляла
Вверх плывет и вниз нырнет
Вправо, влево, вправо, влево
Все ныряла то и дело.
Вот она какая – рыбка золотая! (открывают и закрывают глаза)
Вот теперь мы готовы к погружению под воду. Занимайте места в батискафе. Пожалуйста, проходите, присядьте на корточки. Все поместились? На счёт «три» мы начнём погружение. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…Поплыли (звук погружения батискафа)
Воспитатель: Вот мы оказались на морском дне.
Чем покрыто морское дно? (песком, камнями, ракушками) Какие диковинные растения здесь растут! Кто помнит, как они называются? (водоросли, кораллы)
Дидактическая игра «Узнай по силуэту» ( В процессе работы о каждом изображаемом животном читаю короткое стихотворение:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что то здесь не видно морских обитателей. Они решили поиграть с вами в прятки и узнать, сможете ли вы отгадать их по силуэту.
Черепаха не спешит,
На волнах морских лежит.
Тихо ластами гребёт
И плывёт себе, плывёт.
Прозрачная медуза
Тихонечко плывёт.
К медузе прикоснёшься –
Как током обожжёт!
Не смотри, что у акулы
Незаметны сбоку скулы,
В пасти зубы в три ряда –
Съест любого без труда.
Морской конёк всех удивил :
Детишек в сумке он носил!
Весь мир ты можешь обойти,
Но папы лучше — не найти!
В синем море, в толще вод,
Под камнями краб живёт.
Краб гостям не очень рад,
Он речному раку - брат.)
Воспитатель: Молодцы вы узнали правильно морских обитателей.
В морях и океанах много обитателей, и чтобы узнать следующего, вам необходимо отгадать загадку.
Через море - океан
плывет огромный великан
С судна видит капитан:
на великане бьет фонтант (кит).
Правильно ребята это самое большое животное в мире - кит. Что вы знаете об этом морском обитателе? (ответы детей) Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле кит – это млекопитающее. Кит кормит своих детенышей молоком, которое такое жирное, что по густоте похоже на зубную пасту. Дышит кит легкими.
Дыхательная гимнастика «Кит»
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами большой кит (дети становятся в круг) Прислушаемся к дыханию друг друга. На вдох мы делаем шаг вперед, на выдох, шаг назад. Так не только дышит наш дружелюбный кит, так же бьется его благородное доброе сердце. Стук вперед, стук- назад.
(Звучит запись голосов дельфинов)
Воспитатель: Ребята, а что это за звуки, слышите? (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин). Что вы знаете о дельфинах? Вы были в дельфинарии? А что дельфины делали?
Воспитатель: Дельфин – очень умное, доброе, самое сообразительное животное. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей. Дельфины занесены в Красную книгу их нужно беречь.
Воспитатель: Ребята, а я хочу загадать вам загадку еще про одного морского жителя.
Маскируюсь я умело,
Цвет меняю так же смело,
Восемь ног и голова,
Отгадайте, кто же я? (Осьминог)
Воспитатель: Молодцы! Где же он спрятался? Посмотрите внимательно (находят за камнем)
Воспитатель: Что вы знаете об осьминоге?
(Осьминоги живут в толще воды. У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.) Если осьминога напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. У осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
Воспитатель: Ребята вы наверное устали, давайте немножечко отдохнем
Физминутка под песенку – игру «Морские обитатели»
Воспитатель: Ну что, движемся дальше. Смотрите, какой то сундук стоит. Посмотрим что в нем?
Дидактическая игра «Ассоциации»
Воспитатель: Смотрите, здесь лежат два конверта, в одном карточки с изображением предметов и животных, а в другом конверте карточки с изображением морских обитателей. Я назову предмет или животное, а вы найдете и назовете морского обитателя. Например:
Электрическая розетка - вы показываете карточку с изображением электрического ската. Ну что попробуем?
Инструмент пила- рыба– пила.
Инструмент молоток- рыба – молот
Звезда - морская звезда
Клоун – рыба- клоун
Животное Зебра – рыба-зебра
Бабочка – рыба –бабочка
Животное еж – морской еж.
Шахматный конь – морской конек
Фрукт мандарин – рыба мандаринка
Игла - рыба-игла
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Ну что, нам пора возвращаться домой. Занимайте места в батискафе, присядьте на корточки. Все на месте, никого не потеряли? На счёт «три» мы всплываем. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…Поплыли (звук погружения батискафа)
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад.
Ребята, мы узнали, что в море живет много разных животных. Подводный мир красивый и разнообразный. Давайте мы с вами сделаем свое маленькое море. Подходите, пожалуйста, ко мне.
(На отдельном столе стоит аквариум со слаймом, лежат морские камешки, ракушки, фигурки морских обитателей) Давайте будем заселять наше маленькое море подводными обитателями. Берите по одной фигурке, поочередно каждый называет своего морского обитателя и опускает в море. Например: я поселю в наше море акулу, а ты (имя ребенка) (Дети поочередно называют своих морских обитателей)
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательное море у вас получилось! Наше море стало живым. Многие морские животные занесены в Красную книгу и нуждаются в защите. Давайте же будем учиться беречь нашу природу.
Заключительная часть
Релаксация
Где мы с вами сегодня побывали? (В гостях у обитателей подводного мира, на морском дне). А на чем мы спустились на морское дно? Каких морских обитателей мы с вами встретили? А что вам понравилось больше всего?
А я ребята вам скажу, вы большие молодцы, сегодня вы не только многое вспомнили и были активны, сегодня вы совершили хороший поступок — помогли мне осуществить мою детскую мечту. Спасибо вам большое!