Елена Мурко
Занятие по познавательному развитию старшая группа «В деревенской избе, в светлой горенке».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «В деревенской избе, в светлой горенке».
Цель: Формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского народа, традициях.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с обычаем гостеприимства на Кубани, дать доступные сведения о жизни казаков; расширять словарный запас; уметь объяснять содержание пословиц.
Развивающие : Развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным фольклором Кубани; развивать мышление, умение отвечать на поставленные вопросы.
Публикация «Занятие по познавательному развитию старшая группа „В деревенской избе, в светлой горенке“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам; желание принять непосредственное участие в происходящем.
Предварительная работа: разучивание пословиц, колыбельных песен, знакомство с народным кубанским костюмом казачки и казака, кубанскими ремеслами, обычаями, убранством хаты.
Словарная работа: курень, колыбель, рушник, веретено, ухват, чугунок.
Оборудование: макет кубанской хаты, предметы быта и убранства хаты, костюмы казачки и казака, домашние животные, фонограммы кубанской народной песни, «цветочная поляна», кубанские игрушки, колыбель, печь, раздаточный природный материал для изготовления куклы (шелуха от качана кукурузы, хлеб, соль, баранки, «домовой».
***
Вводная часть
Воспитатель: Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. Я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть, ненадолго очутиться в сказке. Ведь так здорово иметь волшебную палочку, цветик - семицветик, шапку-невидимку. А еще хорошо сесть на ковер-самолет или одеть сапоги скороходы и быстро оказаться в нужном месте.
Сегодня я предлагаю вам отправиться на двести лет назад, в старинную казачью станицу. (Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…» педагог с детьми переносится в далекое прошлое)
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Основная часть
А теперь послушайте отрывок из стихотворения (звучит спокойная музыка) Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая,
У клуба парнишек
И девушек стая.
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою,
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Веселые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою,
Как выстрел недавний.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
Воспитатель: о чём стихотворение?
Дети: о Кубани.
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. (Просмотр слайдов)
В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.
Игра «Продолжи пословицу»
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак - атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду -нет переводу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
-А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)
Воспитатель: Открывается ширма, за которой кубанская хата. Хозяйка встречает гостей хлебом и солью.
Хозяйка: Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи». «Печь нам – мать родная», «У печи всё красное лето». Хлебом не корми, только с печи не гони.
Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
Динамическая пауза (танцевальные движения под кубанскую казачью песню
Хозяйка: А сейчас для вас ребята загадки
«Шуба в избе,
Рукав на улице».
* * *
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.»
***
«Бабушка седа - бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают».
***
«Стоит девица в избе,
А коса на дворе.
Лето придёт -
Не глядят на неё,
Зима настанет,
Обнимают её».
Хозяйка: Правильно, это все загадки про печь кормилицу.
Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается.
Хозяйка: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду. Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.
Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.
Запомнили название посуды? (Показ слайдов).
Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.
III. Заключительная часть
Коллективная продуктивная деятельность
А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.
Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).
На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».
Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.
Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата! Такую посуду не стыдно будет хранить в казачьей хате!
Выставка детских работ. Прощание с хозяйкой.