Грешилова Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию «Полезные ископаемые. Опыты с магнитом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
План – конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
на тему «Полезные ископаемые. Опыты с магнитом»
Разработала: Грешилова Н. В
с. Красный Чикой.
Тема: Полезные ископаемые.
Опыты с магнитом.
Цель: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнита.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Полезные ископаемые, Опыты с магнитом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
Задачи: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Формировать представления о свойствах магнита. Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: магниты, презентация «Полезные ископаемые», салфетки, карандаши, гайка, копейка, манка, скрепки, листы бумаги и картона, вода, песок, игла.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, здоровье, речевое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.
Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка.)
Записка:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Крот»
Воспитатель: - Что же находиться в коробке? (открывает её)
Дети: - Полезные ископаемые.
Воспитатель: - Почему они так называются?
Дети: - Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.
Воспитатель: - Какие виды полезных ископаемых вы знаете?
Дети: - Твердые, жидкие и газообразные.
Воспитатель: - Какими способами их добывают?
Дети: - Открытым (карьер) и закрытым (шахта).
Воспитатель: - Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Дети: - Гранит.
Воспитатель: - Какую пользу приносит гранит?
Дети: - Он используется в строительстве.
Воспитатель:
2. Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод -
Там меня нагреют.
Вот такие вот продукты:
Не конфеты и не фрукты.
Керосин, бензин, мазут.
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети: - Нефть.
Воспитатель: - Что изготавливают из нефти?
Дети: - Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.
Воспитатель:
3. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Дети: - Уголь.
Воспитатель: - Какую пользу он приносит людям?
Дети: - Это топливо.
Воспитатель:
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А чтобы сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
Дети: - Глина.
Воспитатель: - Для чего она используется?
Дети: - Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).
Воспитатель:
5. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Дети: - Торф.
Воспитатель: - Какую пользу он приносит?
Дети: - Это топливо и удобрение.
Воспитатель:
6. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.
Дети: - Известняк.
Воспитатель: - Где используется известняк?
Дети: - Используется в строительстве. Из него делают мел.
Воспитатель:
7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
Дети: - Газ.
Воспитатель: - Чем полезен газ?
Дети: - Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.
Воспитатель:
8. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи.
Дети: - Это руда.
Воспитатель: - Что делают из железной руды?
Дети: - Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.
Воспитатель: - Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?
Дети: - Он притягивает железные предметы.
Воспитатель: - Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.
Физкультминутка
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот -
Назад помчался самолёт.
Воспитатель: - Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.
Опыт1 : «Что притягивает магнит?»
Нам понадобится несколько опытных материалов – легких и знакомых. Например: носовой платок, бумажная салфетка, карандаш, гайка, копейка, карандаш и т. д., и, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать. Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.
Опыт 2 : Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры.
Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло. На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу. Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.
Опыт : 3 «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Оборудование (на каждого ребенка или на пару) : два маленьких мебельных магнита. Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Опыт 4 : «Как действует магнетизм?»
Пластинка для клея, скрепки, стекло. Водить магнитом снизу, наблюдать что происходит со скрепками.
Вывод: С помощью магнита можно извлечь скрепки из бутылки, не выливая воду.
Опыт 5 : «Магнит и вода»
Пластиковые бутылки с водой, скрепки с магнитом.
Вывод: Магнитные поля проходят через пластик и воду.
Опыт 6 : «Магнит проводник»
Магнит, скрепки. Скрепки присоединяются все по одной на большой магнит.
Вывод: Магнит является проводником.
Опыт 7 : «Магнитное поле глушит песок»
Стакан, игла, песок. Не глубокая миска с песком на которой лежит песок, подносим магнит, ни чего не происходит.
Вывод: Магнитное поле глушит песок.
Воспитатель: Ребята вам понравились наши опыты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давай те посмотрим, где в быту используют магниты. На железных дорогах, для производства ювелирных изделий (застежки, в детских игрушках, медицине. (Просмотр слайдов)
Воспитатель: Ребята, а теперь пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.
Физкультминутка:
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Полетели, полетели,
А потом наоборот-
Назад помчался самолёт.
Воспитатель: Вот мФ и вернулись, Понравилось наше путешествие?
Дети: Да.