Ирина Смирнова
Занятие по познавательному развитию «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе.
ОО «Познавательное развитие» Окружающий мир.
Тема: «Дикие животные»
Интеграция ОО: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: уточнить и систематизировать представления детей об особенностях диких животных.
Задачи:
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- образовательные: закреплять представление детей о диких животных (внешний вид, повадки, среда обитания, детёныши, активизация словаря, продолжать развивать диалогическую речь ;
- развивающие : развивать внимание, логическое мышление, память, речь, мелкую моторику;
- воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, чуткое отношение к диким животным, желание помочь в трудной ситуации.
Материал и оборудование: подбор иллюстраций по теме «Дикие животные и детёныши», дидактические игры «Узнай животное по тени», «Чей малыш».
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес. А какое время года у нас заканчивается?
Дети: Осень
Какое время года здесь?
-Как вы догадались? Значит мы отправимся в какой лес – осенний. Какая погода поздней осенью? (Холодная, поэтому одеваемся теплее (имитация одевания). Все готовы? Тогда в путь.
С вами мы пойдем гулять
В лес, зверюшек навещать.
Но этот лес – не просто лес,
Этот лес – страна чудес.
Закрыли глаза, открыли.
Вот и лес полный чудес.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
В лесу мы гости, а в гостях как надо себя вести? (Не шуметь, не ломать ветки и т. д., чтобы не потревожить лесных обитателей.
Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, задержали дыхание, выдох через рот, и еще раз.
Как чудесно в осеннем лесу, правда?
Как тихо в лесу. Где же звери? А какие животные живут в лес дикие или домашние? Ответы детей. Конечно дикие. Почему их так называют? Ответы детей (сами заботятся о себе, добывают еду, живут в лесу А кто конкретно живет в лесу, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
Дети: Заяц
- Посмотрите, вот он наш заяц. (Показывает иллюстрацию с изображением зайца).
- Отгадайте вторую загадку.
- Следующая загадка.
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
Дети: Белка. У неё гнездо в дупле. Да и прыгает она очень ловко, как будто летает.
(Демонстрирует изображения белки)
Хитрая плутовка.
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут её… (Лиса)
«Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.»
(Волк)
У меня для вас осталась последняя загадка.
«Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой»?
Дети: Медведь.
- Почему вы так решили?
Дети: Медведи зимой спят в берлогах, а весной просыпаются.
- Конечно же это медведь. (Показывает иллюстрацию с изображением медведя).
Зимой у них линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было больно.
Молодцы, все загадки отгадали.
Вот пенёчки, присядьте.
Сегодня мы с вами будем говорить о животных средней полосы. Это животные, которые обитают в наших лесах.
Вниманию детей предоставляются слайды о диких животных. Вопросы к детям: Где живут эти животные? Почему их называют дикими? Каких диких животных вы еще знаете? Чем дикие животные питаются в лесу? Как дикие животные готовятся к зиме? Обобщаются ответы детей. Медведь накопил много жира, он всю зиму будет спать в берлоге, он так приспособился переносить зиму. Ежик так же, как медведь накопил жир, и тоже будет спать. Этим животным сложно найти еду зимой, они приспособились таким образом проводить зиму. Зайца зимой от врагов и холода спасает теплый белый мех. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Лиса зимой найдет себе еду, она охотится на зайцев и мелких грызунов. У нее очень хорошо развит слух, она слышит, как пищат под снегом мыши, лиса резко раскапывает снег, ловит мышей. Однако, будучи типичным хищником, лисица с удовольствием ест ягоды, яблоки и кое-какие овощи.
Волк – отличный охотник, он чует добычу на большом расстоянии. Дети, а вы знаете, чем не прочь полакомиться волк? (Ответы детей) Правильно, волк- хищник и его рацион составляют зайцы, мелкие животные, парнокопытные, грызуны. Живут волки семьями или как их называют стаями. Волк очень предан своей семье. К тому же волки- санитары леса. Они охотятся на слабых и больных животных, тем самым помогая лесным жителям.
Белка заготовила на зиму припасы орехи, грибы, будет ими питаться.
Уточним чем питаются дикие животные?
Волк – мясом.
Медведь — малиной, медом, рыбой.
Белка — орехами, грибами.
Лиса – мышами, рыбой.
Заяц — морковкой, капустой.
Давайте вспомним, какие же они - лесные обитатели.
• волк (какой) – серый, зубастый, страшный,
• медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий,
• лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
• заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый…
• белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…
А теперь скажите у кого какой дом.
Дидактическая игра «Кто где живет» (полные ответы)
В берлоге живет - медведь
В норе - лиса
В логове – волк
В дупле – белка
Под кустом - заяц
- Молодцы, ребята!
У каждого животного есть семья, надо составить предложение по образцу, кто с кем живёт.
Составь по образцу: Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это медвежья
семья.)
С кем живет заяц? ( Дети: Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья.) И т. д.
С кем живет белка?
С кем живет лиса?
С кем живет волк?
С кем живет медведь?
Физминутка
Раз – присядка (присесть)
Два – прыжок (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка (ушки на макушке)
А лисята как проснутся (потереть кулачком глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (повороты туловища)
Рыжим хвостиком вильнуть (движения бедрами вправо, влево)
А волчата спинку выгнуть (наклон вперёд)
И легонечко подпрыгнуть (прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый (согнуть руки в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (переступая с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
Так как вы хорошо знаете животных, предлагаю, ребята, непростое задание, узнать их по тени. д/и «Узнай животное по тени». Молодцы, какие вы внимательные.
А теперь предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Это -зайчонок, Это — бельчонок,
Это — лисенок, это — волчонок.
(Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращать большим пальцем)
Поможем лесным мамам найти своих малышей?
Дидактическая игра «Чей малыш»
(дети называются детенышей того или иного животного в ед. и мн. числе).
У лисы – лисенок, лисята,
У зайчихи - зайчонок, зайчата
У волчицы - волчонок, волчата
У медведицы - медвежонок, медвежата.
У белки – бельчонок, бельчата
Дети, посмотрите на картинки и назовите диких животных, которые тоже живут в наших лесах? (лось, кабан, рысь, ёж.). Это малознакомые животные, но потом обязательно узнаем о них.
А что общего в жизни у ежа и медведя? Ответы детей
Да они спят зимой. Молодцы!
Ой, ребята, а маленький ёжик заблудился. Ему пора в свою норку спать, а он не может попасть в неё. Поможем ему попасть к себе домой.
Дидактическое упражнение «Лабиринт».
- Молодцы, ребята!
Пора нам покидать этот дивный лес и возвращаться в группу. А чем запомнится вам путешествие?
Закрыли глазки, открыли. Вот мы и в детском саду, «снимайте» уличную одежду.